Ученик Никулина - клоун с саксофоном Сергей Просвирнин рассмешил ставропольскую публику
Ученик Юрия Никулина, на арене уже больше тридцати лет. И вот Сергей Просвирнин отвечает на вопросы корреспондента «Ставропольской правды».
- Сергей, вы из цирковой династии?
- Мои родители имели отношение к искусству, но не к цирковому. Папа у меня концертмейстер-баянист, окончил институт Гнесиных, а мама - заслуженный работник культуры - всю жизнь проработала директором одного из дворцов культуры и спорта в Сибири. Я не москвич и прошел сложный и тернистый путь от простого паренька из маленького городка Усолье- Сибирское, что в Иркутской области, до того, кто я теперь. Когда мне исполнилось пятнадцать, поехал поступать в московское училище артистов цирка и эстрады. С первого раза поступил на эстрадное отделение, затем был ГИТИС. После института работал конферансье в Москонцерте, выступал и с сольными музыкальными номерами, думал, что всю жизнь буду вести концерты. Сейчас вот профессиональных конферансье у нас на эстраде и нет практически, а в советские времена конферанс был очень популярен. Вроде бы мне все нравилось, но… чувствовал творческую нереализованность. У меня был друг, который работал в цирке, он и предложил попробоваться в клоунаде. Это занятие мне пришлось по душе, и вот уже тридцать лет я на арене. Люблю публику, люблю зрителя, делаю свое дело честно и, надеюсь, качественно.
- Нужны ли какие-то специальные качества человеку, чтобы стать клоуном?
- Щедрость. Прежде всего нужна душевная щедрость – чтобы делиться с людьми чем-то светлым и хорошим. Взамен ты всегда получаешь заряд положительных эмоций и вообще энергии.
- Вам посчастливилось поработать с великим Юрием Никулиным.
- В коллективе Юрия Владимировича я был клоуном-эксцентриком. Он действительно великий и талантливый человек. К нему все шли за помощью, советом, и он никому никогда не отказывал. Всегда старался помочь. Я у него очень многому научился. «Репетируй всегда в костюме», - говорил мне Никулин, и этот совет я запомнил на всю жизнь. Он никогда не позволял себе даже на самую рядовую репетицию прийти в джинсах или спортивных штанах. Только в концертном костюме, чтобы до мелочей отрепетировать свой номер.
- Говорят, клоуны и юмористы в жизни очень серьезные люди…
- Неправда, я по жизни весельчак и оптимист. Но могу быть и строгим и по отношению к себе, и к окружающим. Сына Сережу воспитываю в спартанских условиях, каждый день подъем в семь утра, занятия на музыкальных инструментах – кларнете и барабанах, затем занятия спортом, потом чечетка, а затем уже пошли гуманитарные науки, чуть ли не каждый день пишем диктанты, готовимся к экзаменам. Сережа всегда сопровождает меня на гастролях.
- У ваших детей была возможность выбрать профессию или цирковая карьера предопределена?
- И сын и дочь пошли по моим стопам. Они все время были со мной в цирке, можно сказать, «родились в опилках». Дочке 25 лет, сыну – 14. Супруга объехала со мной весь мир в качестве ассистентки. Дочь с 15 лет работала клоунессой, сейчас она вышла замуж, подарила нам прекрасного внука и, скорее всего, на арену уже не вернется. А младший - Сережа - выходил на манеж с четырех лет. Сейчас готовлю его к поступлению в цирковое училище. Вот так цирковые династии и создаются.
- А еще вы успеваете и в кино сниматься, и музыку писать…
- Да, я снялся у режиссера Владимира Краснопольского, того самого, что снял «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», и в фильме «Подари мне жизнь», картина рассказывает о тяжелобольном мальчике, которого мой герой, клоун Валера, нанятый, чтобы немножко развеселить в больнице этого ребенка, постепенно начинает воспринимать это не как работу. В конце концов становится близким другом и помогает мальчику выздороветь. А что касается музыки, то я пишу ее с молодых лет, играю на саксофоне. Музыку к своим номерам, которые зрители видят на арене, я написал сам.
- Как вам ставропольская публика?
- Очень теплая и отзывчивая, живо реагирующая на все шутки-прибаутки. Бывает, что зрители неохотно идут на контакт с артистом в репризах, ставропольцы же соглашаются участвовать в номерах с большим удовольствием.
- Артистам часто приходится работать в праздники. Не обидно: все отдыхают, а вы — на арене.
- Я привык работать в праздники. Для меня это удовольствие, ведь смешить людей - это чудесно!
12 ноября 2010 года