08:15, 10 ноября 2010 года

Как моряк стал милиционером

За исключением одного случая, который предопределил многое: бравый моряк Витя Калюжный, только что демобилизовавшийся с Черноморского флота, на поезде ехал домой и у него украли чемодан, в котором лежали все документы и единственное фото отца. Потерю семейной реликвии переживал Виктор очень тяжело. И как чудо из чудес воспринял последовавший через некоторое время вызов в военкомат, где ему вручили украденное, в том числе и снимок. Оказывается, милиция сработала четко и, пусть не сразу, но злоумышленников нашла.

Заодно предложили крепкому, исполнительному парню самому подумать о работе в органах внутренних дел. Принял предложение Виктор не сразу. Жизнь тогда ведь шла по накатанному руслу. Трудился он в основном в строительных организациях. В Ставрополе многие важные объекты помнят руки Виктора Калюжного. Это водонапорные башни, здание мединститута, а также общежития сельхозинститута, гостиницы. И все же вчерашний моряк решил: иду в милицию! Начинал работать в должности участкового уполномоченного.

Курской, Кировский, Левокумский районы – места службы были вовсе не курортные. Но о каждом этапе своей жизни, о людях, встреченных на непростом пути, вспоминает Виктор Васильевич с благодарностью. Как, например, не любить ему курскую землю Ставрополья?! Ведь именно здесь встретил свою драгоценную половинку, Раечку. Семейный стаж у Калюжных солидный – сорок три года идут они по жизни рука об руку.

В Кочубеевский район приехали Калюжные в 1980 году. Здесь шестнадцать лет проработал Виктор Васильевич в должности начальника районного ОВД. Времена были непростые. С середины 80-х началась перестройка, потом рыночная свистопляска. Тем не менее никогда Калюжный не делал скидки на трудности и сложности. Итог: его ОВД часто ставили в пример на краевом и даже всесоюзном, а потом всероссийском уровнях. Строительная жилка Виктору Васильевичу и в милиции сгодилась. Так, перестроил здание отдела. Появились здесь (первые в сельских ОВД края) спортзал, экспертная и фотолаборатории. А также актовый зал на 150 мест, тир, общежитие-гостиница, отапливаемые гаражи, лучший на то время вольер для служебно-разыскных собак… Расширили изолятор временного содержания, «выбил» Калюжный для ОВД настоящий бронетранспортер. А еще строили жилье, и многие милицейские семьи справили новоселья. Все эти преобразования, а также вдумчивый подбор кадров помогли сделать работу отдела эффективной. Недаром Калюжного тогда ввели в состав коллегии краевого главка милиции.

Сам Виктор Васильевич отмечает: в милицейской работе романтики не очень много, а вот кропотливого, каждодневного труда масса. Как-то, например, объявилась в Кочубеевском районе своя «Черная кошка». Злоумышленники ночами обворовывали магазины в хуторах. Ничем не брезговали. Брали ковры, посуду, консервы и т. д. Немало ночей пришлось просидеть милиционерам в засадах, пока в хуторе Усть-Невинском наконец татей не поймали.

А взять конопляную эпопею? В начале 80-х коноплю выращивали в районе аж в семи хозяйствах. Размах был грандиозный: 1600 гектаров занимала дурманящая культура. Из нее в окрестностях хутора Воронежского на пенькозаводе делали бечеву, веревки. Наркоманы в полях каннабиса паслись «табунами». А у пенькозавода ночами пытались по охапкам разворовать огромные конопляные скирды. Ехали сюда любители зелья даже из Мурманска и с Дальнего Востока! Благо, вскоре району удалось убедить краевые власти: пора прикрывать пеньковое производство, можно и синтетическими бечевками обойтись. Так и сделали. Конопляные плантации исчезли. После этого кочубеевцам с учетом освободившейся пашни увеличили план по сдаче молока и мяса государству.

На пенсии Виктор Васильевич уже четырнадцать лет. Родное ОВД его не забывает, да и районные власти приглашают на все мероприятия. А вот на краевом уровне, сетует он, бывших начальников городских и районных отделов милиции практически никогда не собирали. Нет, награды, подарки и хвалебные слова ветеранам не нужны. Им бы увидеть своих бывших коллег, вспомнить молодость, работу.

Вот это, считает Виктор Калюжный, был бы самый ценный подарок тем, кто не один десяток лет стоял на страже правопорядка.

Сам Виктор Васильевич человек увлеченный, а потому без дела сидеть не может. Давно он с женой Раисой Васильевной увлекается садоводством. Да не простым. Экзотические культуры, которые Калюжные выращивают, я, например, раньше только на картинках видел. Чего только нет в дивном саду! Китайский финик, бамбук, желтоплодная малина, банановое дерево, инжир, вереск, будлея, актинидия, плющ, юкка, киви, лавровишня, японская айва, рододендрон, магнолия, кипарисы - это лишь малая часть растительных экзотов.

Еще одно увлечение Калюжного – историческая литература. Книжные полки от пола до потолка заставлены справочниками, мемуарами. О написании последних, кстати, и герой нашего рассказа тоже подумывает. Ведь сколько интересных исторических личностей ему удалось повидать. Как-то обеспечивал, например, кратковременную остановку в Кочубеевском районе Михаила Горбачева и канцлера ФРГ Гельмута Коля. Они тогда на вертолетах летели в Архыз решать судьбу объединявшейся Германии. Интересны вроде бы мелкие, но человечные детали, которые запомнил Калюжный. Так, подходя к полю, Коль пнул куст колючки и мрачно пошутил: мол, это новый сорт пшеницы. Потом прокатился с Горбачевым буквально два метра на новеньком комбайне. Удивил Виктора Васильевича затрапезный вид германских гостей: министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер был одет в такой неприглядный, поношенный плащ, в котором, пожалуй, большинство наших земляков постеснялось бы выйти покурить на крыльцо.

Важная деталь: несмотря на то, что сладко и спокойно не приходилось никогда, Виктор Васильевич Калюжный был и остается оптимистом. Наверно, потому ему и удалось выполнить многое из намеченного. И, оглядываясь на свой жизненный путь, он может с полным правом сказать: годы прожиты не зря. Рад и тому ветеран милиции, что свою судьбу с работой в правоохранительных органах связали многие члены семьи. В милиции работают зять и невестка. Сын Сергей, живущий в Твери, в свои 38 лет уже полковник службы наркоконтроля. А значит, можно говорить о семейной династии, стоящей на страже правопорядка.

«Гроза «черных кошек»»
Газета «Ставропольская правда»
10 ноября 2010 года