Михаил Шолохов написал роман «Тихий Дон» 70 лет назад
Так называемая прогрессивная интеллигенция объявила Михаилу Шолохову негласный бойкот еще в середине 70-х. «Мы должны сделать вид, что «Тихого Дона» в нашей литературе просто не существует». Это цитата из самиздатовского сборника тех лет. А в эпоху перестройки Шолохова уже поносили так, что временами становилось непонятно – это у нас долгожданная демократия или привычная «охота на ведьм»? Причиной нелюбви к писателю обычно называют его нелестные высказывания в адрес Пастернака и Солженицына. Но это, пожалуй, только повод. На самом же деле эта интеллигенция не любила и не любит Шолохова потому, что он писал не о ней и не для нее. Шолохов велик и одновременно доступен, вот в чем дело. «Тихий Дон» – одна из грандиознейших по охвату и сложнейших по вложенным в нее смыслам эпопей мировой литературы. И в то же время это просто интересный роман, который понятен всем – от колхозной доярки до академика. А вот для «интеллигентского» сознания это скандал. Как же так? Великая книга должна быть доступна понимаю лишь нас, избранных. Вот как «Улисс» Джойса или «Ада» Набокова, например…
Шолохов осуществил неосуществленную мечту Льва Толстого – о самом сложном, самом важном, трагическом и прекрасном писать высокохудожественно и в то же время так, чтобы твои книги любили и понимали все. Весь народ. К этому же, кстати, всю жизнь стремился и Василий Шукшин.
Когда думаешь о Шолохове, Шукшине, всякий раз изумляешься: почему русские гении так часто выбирают местом своего рождения не Садовое кольцо, а какой-то богом забытый хутор Кружилин или село Сростки? Их и на карте-то не сразу сыщешь. Да тот же Лев Толстой… Ведь не в столичной клинике появился на свет, а на старом кожаном диване в средней руки поместье Тульской губернии. Невольно вспомнишь евангельское: «Дух ходит где хочет». И мы ходим вслед за ним, и назвать это иначе чем чудом не получается.
Едва ли Шолохов, приступая к созданию «Тихого Дона», думал о том, как бы ему потягаться с «Войной и миром», но вышло так, что эти два великих романа сопоставимы. Главная разница, мне кажется, в том, что Толстой представил нам эпопею о жизни дворянства на фоне истории и народа, а Шолохов – эпопею о жизни самого народа, ввергнутого в пучину исторических катаклизмов. Вообще, временами при чтении «Тихого Дона» возникает ощущение, что это писал народ о самом себе.
Будучи глубоко народным романом, «Тихий Дон» одновременно в высшей степени классичен. Именно поэтому в нашем культурном святилище есть три бессмертные русские пары: Онегин и Татьяна, Болконский и Наташа, Григорий и Аксинья. Конечно, найдутся люди, которые захотят присовокупить сюда Мастера и Маргариту, но лично я этого делать бы не стала.
«Тихому Дону» исполнилось 70 лет. Последняя часть эпопеи опубликована в 1940 году в сдвоенном номере журнала «Новый мир». Шолохову была присуждена Сталинская премия первой степени – огромные по тем временам деньги. На второй день после начала Великой Отечественной войны Михаил Шолохов всю свою премию перечислил в Фонд обороны страны.
3 ноября 2010 года