Учитель химии школы № 2 села Левокумского Надежда Васильевна Иванова многое в своей жизни считала простым совпадением, а теперь разглядела в веренице событий прямую линию судьбы.

Надежда ИВАНОВА со своими учениками.

Надежда ИВАНОВА со своими учениками.

© Фото: Татьяна ВАРДАНЯН

Константин Владимирович Крыжицкий.

Константин Владимирович Крыжицкий.

© Фото из семейного архива Крыжицких.

Судите сами: после окончания Ставропольского университета она вернулась в родную школу и, будто по наследству, приняла тот самый кабинет, в котором много лет вела уроки химии ее мама Ольга Константиновна Кулишова. Здесь и сегодня многое напоминает о родном человеке: в лаборантской в том же строгом порядке хранятся реактивы, на полках – колбы и мензурки, которые она использовала, а на стене – давно пожелтевшие пособия, старательно подклеенные мамиными руками. Даже тематическая картотека, составленная ею на протяжении долгих лет работы в школе, до сих пор «жива» – используется на олимпиадах и контрольных.

Ольга Константиновна проработала в Левокумской школе № 2 более сорока лет. Была удостоена почетного звания «Отличник народного просвещения». О ней и сегодня вспоминают в коллективе с уважением и благодарностью. И будь она сегодня рядом с дочерью, нашла бы повод для гордости: Надежда Васильевна недавно стала призером конкурса «Учитель года», награждена Почетной грамотой министерства образования края, а в прошлом году вошла в число победителей педагогического конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Дома на рабочем столе – компьютер. Разумеется, сегодня без него учителю просто не обойтись. Но мамины тетради с решением многих самых сложных задач, подробными планами уроков – тоже всегда под рукой. И время от времени именно в них приходится заглядывать, несмотря на то, что за годы изменилась методика преподавания предмета, совсем другими стали учебники и программа.

– Эти тетради – ключ к более глубоким знаниям по химии, к пониманию чего-то очень важного и необходимого в этой непростой науке, – говорит моя собеседница, посматривая на безжизненный экран монитора. – Помните известные слова Льва Толстого: «Хочешь наукой воспитывать ученика, люби свою науку и знай ее»?

Когда она сообщила маме, что также решила стать учителем химии, эти слова классика та ей истолковала по-житейски просто: «Тогда придется много потрудиться!»

Даже не слишком глубоко заглянув в родословную этой семьи, можно понять, что педагогика – «диагноз» наследственный. Брат и сестра Н. Ивановой когда-то так же безоговорочно определились с выбором жизненного пути: Георгий окончил Армавирский педагогический институт по специальности «учитель общетехнических и сельскохозяйственных дисциплин», а Елена – Ставропольский педагогический институт по специальности «учитель математики и информатики». С тех пор оба работают по профессии, достигнув вполне определенных успехов. Разница лишь в том, что брат нашел свое призвание в одной из школ Левокумского района, а сестра – в Краснодарском крае. На этом семейные «совпадения» не заканчиваются. Бабушка и дедушка – родители по материнской линии – тоже всю свою жизнь посвятили школе и преподавали химию: Надежда Георгиевна и Константин Владимирович познакомились, будучи студентами Нежинского государственного педагогического института. В 50-е годы молодые супруги Крыжицкие уехали осваивать целину, попав в Акмолинскую область, где и задержались в одной из школ на долгие годы.

– Так что выбор моей мамы в свое время тоже был предопределен, – говорит Надежда Васильевна. – Бабушка и дедушка прожили вместе долгую, трудную, но счастливую жизнь, оба были награждены медалями «За освоение целинных земель». Дедушка к тому же хорошо знал физику и французский, во Дворце культуры вел электротехнический кружок.

В семейном альбоме есть фотография 1952 года: на ней Константин Владимирович в окружении ребят, которые с интересом наблюдают за тем, как их любимый учитель проводит опыты. Спустя много лет в жизни как будто ничего не изменилась: сегодня так же интересно проходят уроки химии, которые ведет Надежда Васильевна в своей родной школе.

– Тринадцать лет пролетели как один день, – признается Н. Иванова. – Но до сих пор, входя в класс, я сравниваю себя и с мамой, и с дедушкой: мне так же хочется творить, выдумывать, создавать, ради того чтобы наполнить души ребят уверенностью, что школа – начало их яркой и насыщенной жизни…

Обнаружился еще один не менее удивительный факт: в роду Крыжицких оказались две француженки, преподававшие в России родной язык, и довольно талантливый художник – брат прапрадеда Константин Яковлевич, который рано ушел из жизни, но оставил после себя уникальные пейзажи. Большинство его работ демонстрировалось на академических выставках начиная с 1879 года, где они раскупались коллекционерами. Некоторые из картин художника стали собственностью императорской семьи и самой Академии художеств.

– Вот так все неожиданно и переплелось в жизни. Какая именно «наследственность» проявится у сына-первоклассника, покажет время, – говорит Надежда Васильевна Иванова. – Но кое-что уже удивляет: будучи еще совсем маленьким, из множества ярких книг, стоявших на полке, он почему-то выбрал учебник химии, открыл его на странице с таблицей Менделеева и просто застыл от удивления...

Татьяна ВАРДАНЯН

Кабинет «по наследству» / Газета «Ставропольская правда» / 30 октября 2010 г.