В мае прошлого года был принят Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», призванный устранить излишнее административное давление на бизнес.

О том, насколько закон чтут проверяющие ведомства, корреспонденту «СП» рассказал прокурор Ставропольского края Иван Полуэктов.

Иван Полуэктов

Иван Полуэктов

© Фото: из архива газеты «СП»

– Иван Васильевич, к нам в редакцию по-прежнему продолжают обращаться люди с вопросом: какие полномочия теперь имеет прокуратура в сфере регулирования проведения проверок?

– Прокуроры городов и районов ориентированы на организацию жесткого надзора за выполнением норм закона разного рода контролирующими организациями и пресечение любых попыток противоправных действий с их стороны. Кроме того, в прокуратуре края организованы учет плановых и внеплановых выездных проверок, их мониторинг, накопление и обработка информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности. Прокуратура регулярно рассказывает гражданам об этой работе через средства массовой информации. Для оптимизации положения в сфере контроля над бизнесом нами налажено активное взаимодействие с общественным советом при прокуратуре края, заключено соглашение с краевой торгово-промышленной палатой.

– Но время от времени всплывают факты, что предпринимателей ущемляют различного рода «начальники и начальнички». Какой вид бизнеса наиболее «лаком» для проверяющих?

– Анализ результатов надзорной деятельности показывает, что чаще всего в обход закона проходят проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли и предоставления услуг населению. Так, получив заявление директора железноводского МУП «Сладкоежка», мы установили, что во время проверки предприятия были допущены нарушения закона должностными лицами Пятигорского теротдела краевого управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: копия распоряжения о проведении плановой проверки деятельности МУП была вручена под роспись директору «Сладкоежки» только спустя семь дней, в акте проверки отсутствовали данные людей, участвовавших в проведении проверки в качестве представителей предприятия. Директор МУП, указанный в акте, фактически в проверке участия не принимал. А сам акт трехдневной проверки был составлен еще до ее завершения. Кроме того, копия акта руководителю МУП не вручалась и, как выяснилось, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не направлялась. Мало того, сама проверка, проведенная на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по СК была организована в нарушение требований закона, так как с момента предыдущей плановой проверки деятельности МУП не прошло три года.

И еще один пример. Прокуратура края проверила, как исполняются должностными лицами ГУ МЧС России по СК требования законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Установлено: вопреки закону отделом государственного надзора в области ГО и ЧС мероприятия по надзору проводились на основании отдельно изданных по предмету проверки распоряжений. Так, по распоряжению временно исполняющий обязанности начальника управления государственного пожарного надзора в отношении лечебницы «Санаторий «Родник» проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Ставропольского края от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. И в тот же период теми же должностными лицами в санатории велась проверка соблюдения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. А такая схема ведет к искажению в сторону завышения статистического показателя количества проведенных проверок.

– А насколько органы власти законопослушны в отношениях с малым бизнесом?

– К сожалению, не могу так сказать. Поясню, почему. Органами прокуратуры края проведена проверка деятельности органов исполнительной власти всех уровней, обладающих контрольно-надзорными функциями.

В их должностных регламентах по-прежнему выявляются незаконные нормы, предоставляющие должностным лицам этих органов право на проведение проверок без предварительного уведомления хозяйствующих субъектов в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Не искоренена практика передачи контрольно-надзорных и разрешительных функций хозяйствующим субъектам.

Так, федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае», подведомственным Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляется приносящая доход деятельность, в том числе по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, подготовка документов для выдачи хозяйствующим субъектам санитарно-эпидемиологических заключений за плату.

Сотрудниками МРЭО ГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю и фонда безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Ставропольского края «Ставропольдорбезопасность» создавались административные барьеры, препятствующие непосредственной сдаче гражданами необходимых для регистрации или снятия с учета транспортных средств документов, прохождению технического осмотра автомобилей, а также по участию хозяйствующих субъектов в конкурсах, проводимых УГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю, на право предоставления услуг по проведению государственного технического осмотра.

По результатам проверки выявлено 455 нарушений законов, с целью устранения которых внесено 25 представлений руководителям государственных органов и местного самоуправления, опротестовано 19 незаконных правовых актов, предостережено 22 должностных лица о недопустимости нарушений закона, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях.

Так, в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности прокурорами выявлены факты нарушения должностными лицами муниципальных образований требований Земельного кодекса, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившихся в необоснованном возложении обязанностей на предпринимателя по выполнению мероприятий, не предусмотренных земельным законодательством.

Наглядным примером служит факт возложения на минераловодского предпринимателя обязанностей по ремонту дороги, покрытию тротуара плиткой, спилу кустарников в качестве одного из условий, необходимых для получения им земельного участка в аренду.

К сожалению, не изжита и порочная практика проведения органами внутренних дел незаконных внепроцессуальных проверок с превышением предоставленных полномочий. Такие проверки проводились на территориях торговых комплексов «Брусневский», «Южный», «Тухачевский», «Автомобильный», парка Победы в Ставрополе.

В завершение нашей беседы хочу поблагодарить как частных лиц, так и представителей бизнеса, которые, видя беззаконие, не остаются равнодушными, а обращаются к нам с заявлениями о восстановлении нарушенных прав и наказании виновных лиц. Это, безусловно, помогает в работе всем прокурорским работникам.

Юлия ФИЛЬ

Кошмарить бизнес не дадим / Газета «Ставропольская правда» / 28 октября 2010 г.