Задачи стратегии развития социально-трудовой сферы Ставропольского края
В прошлом году эта отрасль края для решения своих задач получила из региональной и федеральной казны более 12,8 млрд рублей. Возросли объемы финансирования по различным направлениям социальной защиты населения и в текущем году, и, разумеется, жители края, должны быть уверены, что эта помощь эффективна, обоснованна и адресна.
Принцип адресности и взаимной ответственности государства и гражданина лег в основу Закона Ставропольского края «О ежемесячном денежном пособии на ребенка», позволяющего усилить контроль за расходованием средств. Как результат, по итогам восьми месяцев нынешнего года количество получателей уменьшилось на 158 тысяч человек, что позволило сэкономить около 230 млн рублей.
Есть и другие позитивные примеры: только объединение центра социального обслуживания Ставрополя с краевым центром социального обслуживания населения позволило сократить расходы на содержание административно-хозяйственного аппарата и помещений на общую сумму 886 тысяч рублей, а всего по отрасли в результате оптимизации сокращено 224 работника, сэкономлено более 19 млн рублей.
В ранг приоритета в отрасли возведены меры по энергоэффективности. Министерством разработана ведомственная целевая программа по энергосбережению в учреждениях социального обслуживания на 2010-2012 годы. В первом полугодии экономия только по энергоресурсам составила 1 млн 168 тысяч рублей.
Серьезное внимание уделяется контрольным мероприятиям. За полгода контрольно-ревизионным отделом министерства выявлено нарушений законодательства при расходовании бюджетных денежных средств на общую сумму 10 млн 696 тысяч рублей. Три руководителя освобождены от занимаемых должностей, 13 наказаны в административном порядке.
Помимо вопросов эффективного использования бюджетных средств министерством уделяется внимание собственным мероприятиям по привлечению дополнительных доходов: участие в грантовых проектах, развитие подсобных хозяйств, оказание платных социальных услуг населению. Суммы дополнительных доходов также растут: в первом полугодии получено дополнительно из внебюджетных источников 168 млн рублей, что на 43 млн больше, чем за аналогичный период 2009 года.
Необходимо постоянно совершенствовать стационарное социальное обслуживание, что предусматривает увеличение количества мест в домах-интернатах, укрепление материально-технической базы, повышение комплексной безопасности учреждений. В этом году введены в строй Курский дом-интернат в станице Галюгаевской на 46 мест и Предгорный комплексный центр социального обслуживания населения в станице Ессентукской. 1 июня текущего года государственное учреждение «Ставропольский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» получил новое здание, где комплекс услуг ежедневно получают более 50 детей-инвалидов, проживающих не только в Ставрополе, но и в близлежащих сельских районах.
На Ставрополье практически ликвидирована очередность в дома-интернаты общего типа, в несколько раз снижена очередность в психоневрологические интернаты (сегодня она составляет около 170 человек в целом по краю). Мы ставим перед собой задачу сократить эту очередность. В первую очередь надеемся решить такую задачу за счет ввода нового здания Дербетовского дома-интерната для детей и передачи существующего здания под психоневрологический интернат. Кроме того, до конца года планируется ввести стационарное отделение в селе Чернолесском Новоселицкого района. Из-за нехватки мест в Свистухинском центре социальной адаптации пока не удается кардинально решить вопрос предоставления социальных услуг постоянно мигрирующим лицам без определенного места жительства. Надеемся, что реконструкция еще одного корпуса центра поможет нам решить эту проблему.
Нехватка учреждений социальной помощи семье и детям сегодня также в числе острых проблем. Нерешенным остается вопрос всеобщей доступности и качества социальных услуг. Среди причин значительная численность потенциальных потребителей таких услуг (в крае 19 процентов малоимущего населения) и неравномерность развития системы социального обслуживания в городах и районах.
Очередность на получение социальной и социально-медицинской помощи на дому составляет 861 человек. В среднем на одно нестационарное учреждение социального обслуживания очередность 26 человек.
Развитие системы социальных услуг сдерживается недостаточным финансированием, что негативно сказывается на состоянии материально-технической базы учреждений, обеспечении квалифицированными кадрами. Требуют реконструкции 219 из 567 помещений, являются ветхими 22 здания и сооружения. Кроме этого, в неполном объеме заняты вакансии младшего и среднего медицинского персонала, а низкая заработная плата и тяжелые условия труда приводят к текучести кадров. Для решения этих проблем разработан план мероприятий по укреплению и модернизации материально-технической базы учреждений социального обслуживания до 2012 года. Совместно со Ставропольским филиалом Российского государственного социального университета разработана программа, согласно которой университет ежегодно на бюджетной основе готовит до 100 социальных работников для отрасли.
В год 65-летия Великой Победы необходимо особо сказать еще о нашей работе с участниками и инвалидами Великой Оте-чественной войны. В государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения края проживают 40 участников и 196 ветеранов войны (труженики тыла, блокадники Ленинграда). Все, кто сохранил способность к самообслуживанию и самостоятельному передвижению, по их заявлению в приоритетном порядке размещаются в одиночных комнатах повышенной комфортности. Абсолютно все освобождены от платы за социальное обслуживание. Учитывая возраст ветеранов, их состояние здоровья, министерство развивает систему оказания социальных услуг на дому для 9,5 тысячи ветеранов войны, из них 2266 участников и инвалидов социальные услуги также получают бесплатно. Особое внимание уделяется ветеранам, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и труднодоступных селах и хуторах. Для них действуют многофункциональные консультационные пункты, оказываются различные бытовые услуги: ремонт обуви, стирка белья, стрижка, прокат средств реабилитации.
В текущем году функции отрасли пополнились дополнительным видом социальных услуг. С 1 января министерству переданы от фонда социального страхования полномочия по организации оздоровления детей. Была проведена необходимая нормотворческая и организационная работа, в результате которой нам удалось обеспечить бесплатным отдыхом и оздоровить более 25,5 тысячи детей (из них 11 тысяч детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Это в четыре раза больше, чем в преды-дущем году.
О цивилизованности общества можно судить не только по отношению к старикам и детям, но и инвалидам. В первом полугодии нынешнего года 84 процента введенных в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры приспособлены для инвалидов-опорников. Благодаря реализации программы «Реабилитация инвалидов в СК» за полтора года произошло уменьшение их количества на 1430 человек, показатели первичной инвалидности также снижаются.
Министерством подготовлен инвестиционный проект, связанный с созданием Северо-Кавказского центра профессиональной реабилитации инвалидов на базе Ессентукского профессионального училища, который был одобрен на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» в Нальчике и Кисловодске.
Министерство труда и социальной защиты населения СК стало пионером, создав первые шесть многофункциональных центров, оказывающих услуги по принципу «одного окна», на базе которых внедряются передовые разработки в области информационных технологий, облегчающие процедуру оформления и предоставления государственных услуг.
В настоящее время проводится большая работа по переходу на предоставление госуслуг в электронном виде. Подготовлены перечень и проекты административных регламентов по восьми государственным услугам. Наше министерство первым внедрило систему автоматизации и электронного документооборота «Дело». На базе Ставропольского геронтологического центра успешно реализован пилотный проект по внедрению автоматизированной информационной системы «Стационар», которая позволяет обеспечить качество и прозрачность ведения дел внутри учреждения. Уже подготовлены к внедрению данного проекта Благодарненский, Круглолесский, Изобильненский дома-интернаты, Невинномысский ПНИ, Дербетовский ДДИ.
Особое внимание министерства сосредоточено на выполнении соглашения между Правительством СК, Федерацией профсоюзов Ставрополья и Конгресса деловых кругов на 2010-2012 годы. Сегодня это основной механизм взаимодействия и сотрудничества всех сторон социального партнерства в решении главной задачи – повышения цены труда, а значит, и заработной платы, создание безопасных условий труда.
Стратегия развития социально-трудовой сферы Ставропольского края на период до 2020 года ставит перед нами масштабные цели. Задача министерства труда и социальной защиты Ставропольского края – обеспечить их полное и качественное исполнение.
26 октября 2010 года