Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья является мощным средством их социальной защиты, следовательно, вопрос этот всегда будет актуален. О решении проблем в этой сфере сообщила заместитель министра образования СК Надежда Палиева.

Ребенок-инвалид

Ребенок-инвалид

© Фото: из архива газеты «СП»

– В Стратегии развития системы образования Ставропольского края до 2020 года определены и два основных направления развития специального (коррекционного) образования. Это, во-первых, создание условий для того, чтобы стабильно функционировала существующая сегодня система специального образования детей-инвалидов и несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, и, во-вторых, проектирование специального образования XXI века.

Реализовать определенные в Стратегии направления помогает принятие региональной нормативно-правовой базы. Так, был принят Закон «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об образовании», что дало возможность организовать дистанционное обучение детей-инвалидов. В помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, принято постановление краевого правительства «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и расчета размера компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели». Утвержден план мероприятий по развитию гибких форм занятости (в том числе надомной) для родителей, ухаживающих за детьми-инвалидами. Подготовлен также проект постановления правительства СК о нормах содержания обучающихся и воспитанников в специальных (коррекционных) учреждениях.

Координацию деятельности органов государственной власти в этом направлении, их взаимодействие с соответствующими учреждениями, общественными объединениями осуществляет координационный совет по делам инвалидов при губернаторе.

В настоящее время на Ставрополье проживают более 15 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 9 тысяч – инвалиды. Система, в которой они могут получать образование, представлена многофункциональной сетью специализированных учреждений.

В крае функционирует семь образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; 28 психолого-медико-педагогических комиссий (двое из них – краевые); 196 муниципальных детских садов комбинированного вида, имеющих компенсирующие группы; 13 государственных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида; 31 специальное (коррекционное) образовательное учреждение, в том числе три школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Есть также санаторная школа-интернат, специальная общеобразовательная школа закрытого типа для детей с девиантным поведением, специальный (коррекционный) детский дом. В 32 учреждениях начального профессионального образования имеются специальные группы для детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Сохранены и функционируют все виды специальных учреждений, в которых получают образование и необходимую коррекционную помощь несовершеннолетние с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. Наполняемость специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида в 2010 году составила 2548 детей.

Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми этой категории, реализуются в рамках подпрограммы «Развитие специального образования в Ставропольском крае на 2010-2012 годы» краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2012 годы». В рамках подпрограммы на оснащение специальных учреждений современным реабилитационным и иным оборудованием планируется расходовать более 8 млн рублей ежегодно.

Следует отметить, что расходы на специальное образование стабильно растут. В 2000 году на эти цели было потрачено 114,8 млн рублей; в 2006 году – 231,3 млн и в 2009 году – 430 млн рублей (рост по сравнению с 2006 годом составил 186 процентов). Кроме того, на содержание дошкольных учреждений компенсирующего вида в 2009-м было выделено 69 млн руб., что почти в три раза выше уровня 2008 года. В 2010 году расходы на специальное образование составят около 520 млн руб.

В 2008-2009 годах за счет средств краевого, федерального бюджетов, а также полученных из резервного фонда Президента Российской Федерации удалось приобрести учебники и дидактический материал, компьютеры, сурдологическое и тифлооборудование, аппаратуру, необходимую для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также спортивное и медицинское оборудование на сумму около 11 млн рублей.

Средства, выделяемые на питание одного ребенка в школах-интернатах, увеличены с 87 до 128 рублей, что позволило организовать сбалансированное пятиразовое питание. Для пяти специальных учреждений приобретен транспорт.

В 2009 году на ремонт школ-интернатов Ставрополя, Пятигорска, Буденновска, поселка Юца, станицы Григорополисской, села Горнозаводского было выделено более 30 млн рублей из краевого и федерального бюджетов. Ведется ремонт школ-интернатов Светлограда, Георгиевска, села Красногвардейского, станицы Александрийской Георгиевского района, хутора Базового Грачевского района. На эти цели будет израсходовано более 22 млн рублей.

В рамках экспериментального проекта по совершенствованию организации питания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2009 году проведена модернизация пищеблока специальной (коррекционной) школы № 33 VIII вида города Ставрополя. Четыре млн рублей на модернизацию выделены из федерального и краевого бюджетов.

В 2010 году будут обновлены пищеблоки еще двух коррекционных образовательных учреждений в Ставрополе и Пятигорске.

Все более серьезное внимание в коррекционных учреждениях уделяется совершенствованию образовательного процесса, психолого-педагогическому сопровождению учащихся. Так, на базе школы-интерната VIII вида села Сенгилеевского Шпаковского района открыта краевая экспериментальная площадка «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью его социальной адаптации». Уже упомянутая ставропольская школа № 33 ведет эксперимент по теме «Формирование механизмов познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями как субъекта образовательной среды».

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья становится на Ставрополье все более вариативным. Дифференцированное, интегрированное, инклюзивное обучение… В последнее время к ним прибавилось еще и дистанционное.

Работа по развитию дистанционного обучения детей-инвалидов у нас ведется с 2008 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Ставропольский край стал одним из победителей конкурса субъектов РФ на поставку оборудования (на условиях софинансирования) по проекту «Создание форм дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, не посещающих учебные учреждения по состоянию здоровья». Победа в конкурсе позволила получить за счет средств федерального бюджета 50 комплектов уникального компьютерного оборудования на сумму около 6 млн рублей. Это аппаратно-программные комплексы, состоящие из базовых комплектов для учителя и ученика, графические планшеты, а также программное обеспечение по дисциплинам как традиционной общеобразовательной программы, так и и развивающего цикла предметов (биологика, логомир, живая физика, живая математика и т. д.).

В 2009 году было организовано дистанционное обучение 40 детей-инвалидов из Ставрополя, Кисловодска, Пятигорска, Красногвардейского района. Опорным учреждением в реализации проекта стала СШ № 21 краевого центра, на базе которой в 2009 году открыта экспериментальная площадка по отработке программ дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. Образован Центр дистанционного обучения детей-инвалидов (как структурное подразделение Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования).

В том же 2009 году программа «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» стала одним из мероприятий приоритетного национального проекта «Образование». Сегодня в крае созданы условия для получения образования с использованием дистанционных технологий еще для 50 детей-инвалидов, проживающих в Ставрополе, Георгиевске, Михайловске, Невинномысске, Пятигорске, Александровском районе, за счет средств федерального и краевого бюджетов. Общая сумма – около 21 млн рублей.

В 2010 году на Ставрополье планируется обучать с помощью дистанционных технологий уже 200 детей-инвалидов.

В апреле 2010 года министерством образования Ставропольского края и Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения при поддержке Государственной Думы Российской Федерации, Министерства образования и науки РФ, правительства Ставропольского края в городе-курорте Кисловодске была проведена всероссийская научно-практическая конференция «Реализация государственной политики в интересах детей: защита прав детей с особыми потребностями и нуждами».

На конференции был представлен краевой опыт в сфере реализации государственной политики по выявлению, образованию, социальной защите, профессиональной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. инвалидов, а также сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ состояния специального образования в крае свидетельствует, что сегодня многое делается для его развития. Однако ряд проблем остается нерешенным.

По-прежнему нуждается в серьезной разработке и внедрении система раннего выявления и оказания помощи семьям с детьми-инвалидами.

Потребности населения в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида удовлетворяются только на 75 процентов. В ряде территорий восточной зоны края вообще нет специальных групп для детей с отклонениями в развитии.

Существуют проблемы с получением доступного профессионального образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и с их дальнейшим трудоустройством.

Остро ощущается дефицит тифло- и сурдопедагогов, логопедов и дефектологов, особенно в сельской местности.

Перед министерством образования края, органами управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов, перед руководителями образовательных учреждений всех типов и видов поставлены серьезные задачи. Их решение будет способствовать дальнейшему развитию системы социальной защиты детей с ограничениями в здоровье, их адаптации в общество. От этого выигрывают все.

Л. ЛАРИОНОВА

В интересах всего общества / Газета «Ставропольская правда» / 22 октября 2010 г.