Сегодня сетевые магазины, торгующие бытовой техникой, в придачу к основному товару предлагают, а порой и откровенно навязывают так называемое ДСО – дополнительное сервисное обслуживание. Мы решили выяснить, что это за услуга и стоит ли она тех денег, которые за нее просят.

Бытовая техника

Для тех, кто еще не понял, о чем речь, приведу пример. Скажем, решили вы купить телевизор, и уже на полпути к кассе продавец полуспрашивает-полуутверждает: дополнительную гарантию оформляем?! Пока покупатель пытается сориентироваться и решить, готов ли он к дополнительным тратам, сотрудник магазина начинает технично «обрабатывать» его: мол, договор ДСО гораздо шире заводской гарантии (и по времени действия, и по видам неисправностей), при этом замена комплектующих не будет стоить ни копейки, в случае чего даже заменят товар на новый, будут проводить профилактику и т. д. и т. п. В общем, выходит, что ДСО – это настоящий спасательный круг для покупателя (правда, стоит он от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей).

Если же отбросить в сторону маркетинговую шелуху, то ситуация выглядит следующим образом: потребителю предлагается заплатить авансом за некую услугу, точнее, за потенциальную возможность к ней прибегнуть. А будет она оказана или нет – вопрос другой. При этом заметим, что заводской гарантии на товар никто не отменял: она будет действовать в обычном режиме независимо от того, купили вы договор ДСО или нет. Другими словами, приобретая сертификат ДСО сроком на два года, потребитель получает год гарантийного сервиса завода-изготовителя, на который магазин не тратит ни копейки из уплаченных ему денег. И всего год продавец отвечает по своим обязательствам в рамках дополнительного сервиса.

При этом нужно помнить, что 32-я статья ФЗ «О защите прав потребителей» гласит: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору». Иначе говоря, если вы обращались в службу допсервиса, из стоимости сертификата вычтут сумму, в которую «вылились» работы и, например, замененные детали. Если же поводов для обращения к ДСО не было, покупатель вправе требовать возврата полной стоимости сертификата. И «кивания» сотрудников магазина на то, что, мол, часть средств была потрачена на содержание сервисного центра, не в счет. Смело ссылайтесь на то, что вы эту услугу не заказывали, соответственно и оплачивать не должны. В этом отношении Гражданский кодекс полностью на вашей стороне.

В чем же причина популярности дополнительного сервисного обслуживания (по некоторым данным, соответствующим сертификатом сопровождается сегодня больше половины продаваемых через крупные сети предметов бытовой техники)? Все банально упирается в деньги. Продавцы в таких магазинах получают весьма недвусмысленную установку на продвижение ДСО, а зачастую и план по продаже сертификатов. Ведь это гарантированный источник дохода, «расплата» за который наступит или нет – еще неизвестно.

И последнее: покупать или не покупать ДСО – дело хозяйское. Кто-то уверен, что подобные программы – не более чем вполне законный способ «развода» покупателей на деньги. Другим вроде как спокойнее спится с сертификатом под подушкой, особенно если речь идет о дорогостоящих предметах бытовой техники. В любом случае не стоит забывать о своих потребительских правах и, не слушая ушлых продавцов, внимательно читать договор на ДСО, особенно пункт, в котором говорится, что не входит в стоимость программы. Именно этот раздел поможет вам решить: стоит ли платить реальные деньги за виртуальную услугу.

Наталия КОЛЕСНИКОВА

Дополнительный сервис: «железная» гарантия или деньги на ветер? / Газета «Ставропольская правда» / 16 октября 2010 г.