09:48, 15 октября 2010 года

Американская джаз-певица Мэнди Гейнс выступила в Ставрополе

Уверена, с этим согласятся все, кому довелось побывать на ее концерте. Кстати, зал в тот вечер был полон, причем преобладала молодежь, это особенно порадовало. Как и то, что общение певицы с публикой ничуть не усложнило звучание английского языка, чувствовалось, что многие весьма неплохо понимают основной смысл того, о чем говорилось. Правда, участие переводчика в этом общении иногда было бы полезным. Хотя, естественно, говорилось немного, поскольку главное время было отдано вокалу, который произвел неизгладимое впечатление. Красивый, сильный, интонационно насыщенный голос Мэнди лился мощным и одновременно удивительно приятным потоком, гармонично сочетаясь со звучанием рояля, контрабаса и ударных.

Вместе с вокалисткой программу представляли парни из джаз-банда «Фьюжн-трио». Наши российские парни, что называется, не ударили в грязь лицом, работали достойно, на хорошем уровне. Возглавляет небольшой коллектив ударник Михаил Борычев, несколько лет назад создавший небольшую группу, в которой соединились опыт в лице известного контрабасиста Владимира Кольцова-Крутова, успевшего к тому времени отшлифовать свой почерк в Нью-Йрке, и юность – в начинающем пианисте Евгении Куликове, которого друзья относят к подающим большие надежды. Все трое сейчас живут в Москве, но вышли из разных регионов России. Познакомились на джем-сейшенах, встречались на концертах и в какой-то момент решили поработать вместе. Сегодня «Фьюжн-трио» хорошо известен среди джазовых музыкантов и их поклонников, пользуется спросом у менеджеров, не так давно, например, играли с Денисом Роналдом, известным американским джазменом. Многие отечественные и зарубежные исполнители с удовольствием выходят с ними на сцену. Кстати, на концерте в Ставрополе Мэнди Гейнс явно радовалась таким партнерам, чувствовалось, что ребята ей интересны как музыканты. К Евгению Куликову она вообще отнеслась с матерински-трогательной нежностью, дав возможность пианисту проявить свои способности. С Владимиром певица выступает второй раз и потому обращалась к музыканту уже как к доброму знакомому. А Майкл, то есть Миша Борычев, к тому же взял на себя еще и функции личного «дорожного» переводчика Мэнди. Ведь в Россию она приехала всего лишь в третий раз и по-русски хорошо освоила пока только «обязательный минимум» – «спасибо» и «пожалуйста». Примечательно, что в нынешнем гастрольном туре по нашей стране Ставрополь оказался первым среди 14 городов, где она планировала побывать.

Думаю, Мэнди и не подозревает, как она удачно попала в город, вот уже полтора десятилетия регулярно собирающий джазменов на собственные джазовые фестивали и, соответственно, имеющий свою воспитанную этими акциями публику. Впрочем, и руководитель «Фьюжн-трио» был приятно удивлен данным фактом, признавшись, что не прочь поучаствовать в очередном таком фестивале в Ставрополе, если организаторы сочтут возможным пригласить его группу: «Приедем с удовольствием, это же очень интересно».

Программа Мэнди Гейнс и «Фьюжн-трио» на ставропольской сцене включала в себя классические произведения джаза из репертуара любимых исполнителей Мэнди, таких как Элла Фицджералд, Билли Холлидей и другие. Сама Мэнди рассказала, что специально джазу она нигде не училась. Это если говорить об официальном консерваторском образовании. Зато буквально родилась и выросла на почве традиционного народного афроамериканского пения в родном городе Цинциннати, штат Огайо. Сколько себя помнит, с детских лет вместе с отцом пела в церкви, это, как известно, весьма распространенное явление среди темнокожего населения Америки. Да ведь и джаз-то сам во многом сохранился и выжил благодаря такому вот причудливому сочетанию религии и культуры, молитвы и песни. Он изначально был музыкой негритянской, взросшей на земле Нового Света. Наверное, именно джаз можно отнести к самому яркому и оригинальному достижению американской культуры, в отличие от, например, литературы, уходящей корнями в европейскую традицию.

Цинциннати – очень красивый маленький по современным меркам город, там живут чуть более 300 тысяч человек. «Гораздо меньше Москвы!» – улыбается Мэнди: дескать, видите, я ж простая провинциалка… Ну, для жителей Ставрополя, весьма близкого по масштабам к Цинциннати, это, может быть, скорее плюс. Правда, стоит добавить, что малая родина Мэнди известна в мире как солидный университетский центр. Там и сегодня живет семейство Гейнс, давно привыкшее к редким появлениям Мэнди под родной крышей. Певица уже более двадцати лет ведет кочевой, гастрольный образ жизни, объехала буквально весь мир, недавно добралась и до Австралии, не говоря уж о Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.

Наверное, еще и поэтому ей приходится довольно часто обновлять программу, варьируя разные темы, направления исполняемых произведений.

- Многое зависит от места выступления, – поясняет Мэнди. – В небольшом клубе ждут одно, а в концертном зале – совсем другое. Да и публика всюду имеет свои особенности, диктуемые национальным темпераментом, менталитетом, уровнем культуры. И хотя музыка вроде бы одна и та же, а вот реагируют на нее по-разному. Где-то люди в массе своей внешне не слишком эмоциональные, а где-то, наоборот, очень активные.

Российскую публику певица еще знает мало, пока лишь по нескольким залам Москвы, тем интереснее для нее нынешний масштабный тур. По поводу нашего «опасного» Кавказского региона она оказалась в счастливом неведении, удивившись вопросу, не страшно ли было ей ехать сюда. Это после Австралии-то? – в свою очередь спросила Мэнди. Что ж, наверное, она права, и мы порой преувеличиваем свои проблемы. Вот для Мэнди австралийские впечатления явно не самые светлые. А Россия манит горизонтами. К тому же вместе с другими соотечественниками Мэнди наивно полагает, что у нас все еще сохраняется эдакая «джазовая глушь»:

- В вашей стране джаз был запрещен, – «смело» рассуждает она. – Мне рассказывали русские музыканты старшего поколения, что когда-то очень сложно было достать пластинки, например, Чарли Паркера… А в Америке не одно поколение выросло на джазе.

Все верно, однако же и мы в джазовом вопросе не столь отсталые, есть и свои традиции, авторы, исполнители. И современная российская аудитория встречает джаз вполне адекватно, особенно качественный. Такой, какой нам показала Мэнди Гейнс. Ее манера, сочетающая силу вокала, богатство интонаций и легкость общения с публикой, сделала полтора часа в филармоническом зале необыкновенно содержательными, ни на миг не отпуская внимание слушателей. Среди которых были и пятилетние малыши, одарившие певицу цветами, и весьма почтенного вида дамы, молодо-задорно кричавшие «браво» после каждого номера. А на сцене господствовали вдохновение и творческий азарт певицы и музыкантов.

Свой чудный природный дар – голос – Мэнди рассматривает как один из инструментов наряду с музыкальными, призванный выразить тему той или иной джазовой композиции. Вокалист, говорит она, выступает на сцене как составная часть единого оркестра, будь в нем труба, тромбон, саксофон, рояль… При всей своей приверженности классическому джазу Мэнди понимает, что жизнь не стоит на месте, меняются и музыка, и музыкальные вкусы. Сегодня даже в Америке джаз не столь популярен, как, например, это было в середине прошлого века. Предпочтение отдается так называемому поп-джазу. Однако немало преданных традиции музыкантов пытаются пропагандировать именно реальный джаз, старый, американский, без позднейших наслоений. Мэнди Гейнс из их числа. Думается, российские гастроли и самой певице дадут возможность шире взглянуть на нынешнюю джазовую картину мира. Недаром она припомнила, как, приехав в Бангкок (Таиланд), выступала с джаз-бандом, все музыканты в котором оказались поголовно русскими. И очень хорошо играли!

*****

…Приезжая домой, в Цинциннати, Мэнди обязательно идет в свой старый церковный приход и с удовольствием поет там вместе с родными и друзьями. Да, она уже давно стала профессиональной странницей, но в каком бы уголке мира ни находилась, хорошо помнит свои корни. Она – девушка из Цинциннати.

«Девушка из Цинциннати»
Газета «Ставропольская правда»
15 октября 2010 года