Троллейбусный парк Ставрополя погасит долги по зарплате перед своими работниками
Напомним, вопрос о судьбе «рогатых» в Ставрополе на протяжении нескольких лет остается одним из самых острых. При этом он периодически ставится ребром: быть или не быть самому экологичному виду общественного транспорта в городе? Причина тому - убыточность и, как следствие, лавинообразно нарастающие долги перед энергетиками, коллективом, по налогам... Характерно, что ситуация остается стабильно удручающей, независимо от того, в чьих руках находилось предприятие: в 2008 году СМУТП перешло в частные руки, владельцем пакета акций и соответственно его имущества стала частная контора. Но надежды на возрождение парка не оправдались. Дошло до того, что в 2009-м энергетики, пытаясь заставить ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие» расплатиться по долгам за электроэнергию, начали применять рубильник. За столом переговоров тогда удалось достичь договоренности об отсрочке платежей. Однако принципиально проблема осталась неразрешенной. Для полноты картины стоит отметить, что сегодня краевой арбитраж рассматривает дело о банкротстве указанного ОАО, а горадминистрация через суд вернула имущественный комплекс троллейбусного предприятия в муниципальную собственность и пообещала ставропольцам вытянуть из кризиса.
Глава Ставрополя признал, что проблема включает вопросы экономического, социального и политического значения. Для их решения пришлось разработать целую антикризисную программу. Из того, что уже сделано, названо возвращение электрического транспорта в муниципальную собственность на условиях дотирования из бюджета и обновление подвижного состава. В свое время «СП» уже рассказывала, что за счет бюджетных средств было приобретено 54 новых троллейбуса. Все это, по словам мэра, позволило увеличить пассажиропоток. Кроме того, вновь созданный МУП начал рассчитываться по долгам готовящегося почить в бозе ОАО, по крайней мере, в части задолженности по заработной плате. Из 10 млн рублей было погашено 3,5 млн. Это, как говорится, хорошие новости.
Из плохого: к настоящему времени троллейбусный парк Ставрополя снова оказался в финансовом тупике.
- Во-первых, в январе 2010 года резко увеличилась стоимость электроэнергии, - объяснил Н. Пальцев, - как следствие: себестоимость проезда составила 15 рублей. Но региональная тарифная комиссия края отказалась повышать тариф, оставив его на уровне 11 рублей. Во-вторых, на предприятии ребром встал вопрос сохранения кадрового состава. Чтобы удержать водителей, кондукторов, слесарей, надо было повышать заработную плату. И такое решение было принято. Это повлекло за собой почти двукратное увеличение фонда заработной платы. В результате себестоимость перевозки пассажиров на троллейбусе возросла до 17 рублей. Ежемесячные убытки МУПа составляли более двух миллионов рублей. Начались проблемы с выплатой текущей заработной платы.
Выходом из сложившейся ситуации, по словам мэра краевого центра, могут стать пересмотр тарифа и увеличение дотаций из бюджета. При этом он особо подчеркнул, что удорожание тарифа - не повод для беспокойства горожан. Разницу по-прежнему будет компенсировать администрация. До конца года помимо 24 млн рублей, заложенных в бюджете на льготные проездные билеты, муниципалитет готов выделить дополнительные субсидии в размере 13 миллионов. Ожидается, что эти средства позволят, во-первых, удержать стоимость проезда в электрическом транспорте на нынешнем уровне, во-вторых, рассчитаться наконец с работниками троллейбусного парка за предыдущие месяцы.
Глобально же решить проблему «рогатых» в городе можно только за счет оптимизации маршрутной сети, уверены городские власти. Приоритет по перевозке горожан на основных маршрутах планируется отдать троллейбусам и автобусам большой вместимости. Вездесущие же «газельки» оставить как вспомогательный транспорт, пустить их на обслуживание окраин и новых районов. Правда, начнется эта оптимизация не раньше весны будущего года, когда истечет срок действия основной массы муниципальных договоров.
В этой связи корреспондент «Ставрополки» поинтересовалась, будет ли пересмотрено расписание курсирования троллейбусов по городу, ведь сегодня подавляющее большинство «рогатых» заходит в депо до наступления темноты, и к восьми-девяти часам вечера улицы остаются полностью во власти маршруток и такси. Как выяснилось, в администрации города понимают целесообразность увеличения времени движения электрического транспорта, однако в настоящее время сделать это невозможно: чтобы укомплектовать вторую смену водителей, не хватает кадров, а набрать людей дополнительно нельзя опять же по причине нехватки финансов. Возможно, в будущем году ситуация изменится к лучшему...
1 октября 2010 года