07:01, 22 сентября 2010 года

Около 80 кг праздничных тортов изготавливают ежедневно мастерицы Петровского района

Строили тогда добротно: даже и сейчас, после реконструкции магазинов, видно, что саман для них изготавливался особых размеров – девяносто сантиметров длиной. Такие глиняно-соломенные кирпичи прекрасно сохраняют зимой тепло, а летом прохладу. Кто бы мог подумать, что и сейчас, век спустя, здания те будут по-прежнему служить людям, более того, кооперация, пройдя сложные испытания, будет жить и доказывать на деле преимущества именно такой организации торговли и обслуживания населения.

Председатель совета Петровского райпотребсоюза Лидия Мартынова рассказывает, что Высоцкое сельпо – эталон работы не только для местных кооператоров, оно по многим показателям является лучшим в крае: к примеру, здесь самый высокий на Ставрополье товарооборот на одного продавца – 169 тысяч рублей в месяц и на квадратный метр торговой площади – 5,9 тысячи рублей.

Что удивительно, ставить рекорды высоцким кооператорам не мешают даже заезжие продавцы: рынок на центральной площади разворачивается не один, как в других селах, а два раза в неделю: в селах Высоцком и Ореховке. С приезжими коробейниками, как известно, можно торговаться, в магазинах цены твердые – и тем не менее сельпо живет! Это говорит о большом кредите доверия к системе, ее работникам, руководителю подразделения Василию Шаповалову, кстати, возглавляющему сельпо уже более четверти века.

Как и сто лет назад, формула выживания держится на поддержке людей, благодаря которой в Высоцком работает шесть магазинов, развита система закупки у населения сельскохозяйственной продукции, овощей, ягод, кормов для животных. Сельпо может позволить себе такую роскошь, как благотворительность: помогает детскому саду, школе, церкви, на собственные средства построили и оснастили детскую площадку.

По словам Лидии Мартыновой, в постоянном поиске надежных форм работы с населением находится и весь коллектив райпотребсоюза:

- Стараемся охватить торговлей абсолютно все населенные пункты района, будь там тысяча человек или хотя бы сто. Трудностей, конечно, на пути хватает, и главная из них – нехватка торговых площадей.

И даже в стесненных условиях у петровских кооператоров получается неплохо: удается возвращать из аренды кое-какие помещения, внедрять новые формы обслуживания населения. В селе Сухая Буйвола, к примеру, появился единственный магазин самообслуживания. Сухобуйволинское сельпо, кстати, наиболее прогрессивное, оно дает самый большой в системе показатель по товарообороту. Хвалят светлоградцы здешние пельмени, не бывает пусто в местной кулинарии, для хозяек настоящая находка – готовые свежие салаты. А за тортами, которые делают Елена Репухова и Ольга Рыжкова (на снимке), приезжают даже из других районов.

- Особенно любят их заказывать на свадьбы, - рассказывают мастерицы. - Нередко один праздничный тортик весит десять-пятнадцать килограммов. Если же свадьба цыганская – то и больше. А в общем около восьмидесяти килограммов изготавливаем каждый день.

Елена и Ольга работают в кулинарии уже по восемь лет, пришли сюда после окончания кооперативного техникума. Руководство райпо за этот участок работы спокойно, а вообще-то проблема кадров заявляет о себе все более настойчиво. Хотя, что бога гневить, зарплата в торговле неплохая, а в Петровском райпо она самая высокая в крае.

При каждом торжественном случае кооператоры вспоминают ветеранов отрасли: Валентину Мазницыну, Валентину Свинцову, Татьяну Кияшкину и других, отдавших профессии по 30-40 лет жизни. Да и моя собеседница, председатель совета райпотребсоюза Лидия Мартынова, тоже отдала любимому делу три десятка лет, мало того – обе ее дочери тоже пришли работать в торговлю.

Но, по большому счету, в стабильной работе потребкооперации заинтересован каждый житель района – и дело даже не в том выборе товаров и услуг, которую она предлагает: ежегодно кооператоры перечисляют как минимум десять миллионов рублей налогов в бюджеты всех уровней. А для того чтобы вернуть престиж профессии продавца, парикмахера, кондитера, точно такая же сумма ежегодно тратится на модернизацию производства, рабочие места приобретают соответствующие современным требованиям характеристики. И каждый молодой человек, пришедший работать в ко-операцию, – это маленькая, но весомая победа для всего коллектива кооператоров.

«Создавалось на века»
Газета «Ставропольская правда»
22 сентября 2010 года