Двести тысяч учителей хотят сократить в России. Что ждет педагогов?
Собственно, новация не вполне нова: ползучее сокращение кадров в общем образовании уже идет. Официальное объяснение таково: по нормам (принятым, как утверждают опытные директора школ, где-то около 1983 года) на одного педагогического работника должно приходиться 15 учеников. Сегодня (демография !) их 10-12. Содержать «лишних» педагогов, утверждают в Министерстве образования и науки России, нам не по карману.
Увы, сокращение педкадров касается и Ставрополья.
В больших городских школах, стремясь сохранить коллектив учителей, пока убирают ставки «вспомогательного состава» - социальных педагогов, психологов, работников дополнительного образования. (Что, конечно, тоже чревато - бьет по состоянию воспитательной работы).
А на селе, особенно в школах малокомплектных, выбирать не из чего. Почти каждый раз, когда речь идет о понижении статуса малокомплектного учебного заведения (было самостоятельной единицей - стало филиалом большой одиннадцатилетки), не говоря уже о его закрытии, главные пострадавшие - все-таки педагоги. Филиалу не нужны директор и два завуча, а в случае полной ликвидации школы на улице оказывается десяток - полтора учителей. И «мотором», который приводит в движение родителей, выводит на митинги полсела и собирает вокруг «малокомплектки» людей с фото- и телекамерами, по моим наблюдениям, порой являются именно увольняемые педагоги. Во всяком случае доводилось писать о ситуациях, когда причиной бурного общественного конфликта оказывалась отнюдь даже не перспектива подвоза учеников в другой населенный пункт, а просто перевод их из старой и полупустой школы родного райцентра в новую, хорошо оборудованную и расположенную здесь же, почти на соседней улице. Учителя фактически стращали родителей, что их дети на новом месте учебы окажутся чужими, никому не нужными, получат стресс, ухудшат успеваемость... Защищали как могли свои рабочие места. Осуждать их за это перо не поднимается - хотя бы потому, что у нас пока не просматривается, к примеру, шведский вариант, когда в девяностых годах прошлого века при сокращении 15 тысяч учителей всем им сперва выплатили значительную компенсацию, а затем 90 процентов уволенных переобучили и трудоустроили (7 процентов вышли на хорошую пенсию, а 3 - перешли в частные школы).
В отделах образования районов края при закрытии малокомплектных школ конкретного ответа, где будут трудиться сокращенные педагоги, чаще всего не дают. Произносят общие фразы, вроде того что учителя могут переквалифицироваться в воспитателей детских садов.
Но и граждане наши, нужно отметить по справедливости, воспитаны тоже не как шведы. Те переучились и массово пошли работать в дома престарелых и детские приюты, в социальные службы - помогать больным и инвалидам. Может, я ошибаюсь, но как-то сомнительно, что наших учителей эта перспектива увлечет, хотя подобную идею федеральные чиновники (в виде пробного шара?) уже, как принято говорить, «озвучивают».
...Кстати, о детских садах. Их сейчас, как известно, везде не хватает. В первых классах многих школ - почти бум. Когда эти дети двухтысячных подрастут, не окажется ли, что учить их некому и негде?
17 сентября 2010 года