07:53, 14 сентября 2010 года

Еврейский Новый год отметили в ставропольской общине

У европейцев один день, у китайцев другой, у мусульман третий, у евреев четвертый. Вернее, шестой. Потому что еврейский Новый год называется праздник Рош а-Шана (точный перевод: голова года) - это день сотворения первого человека, Адама, шестой день творения. Его и праздновали в ставропольской городской еврейской религиозной общине «Шалом». Было тесновато, но очень уютно. Встречали 5771 год и заодно вспомнили, что и самой общине уже 12. С вечностью, конечно, несоизмеримо, но что ни говори, срок приличный.

Новый год у евреев, конечно, праздник, но не совсем, что ли... Это еще и день... суда. Эко как все сплелось. До новогодних праздников все евреи месяц имели на подведение итогов года прошедшего. И в этот празднично-судный день должны оценить прожитое, ведь все мысли, намерения и поступки не проходят бесследно ни для самих людей, ни для, скажем так, всеобщей истории человечества. Ну а Небесный суд вынесет справедливый приговор. Впрочем, у еврея есть еще десять дней на исправление. И только через декаду, в другой праздник (Йом Кипур), приговор утверждается. В зависимости от него и прогнозы на новый год: одним будет сопутствовать удача, а другим суждены страдания... В любом случае возможность исправиться всегда есть. Такое вот жизнеутверждающее начало. Поэтому суд — все равно праздник. Все эти премудрости разъяснил членам общины ее председатель Ефим Файнер.

Он и протрубил в шофар (полый бараний рог), возвещая начало праздника. Шофар — это напоминание для каждого, и как бы коллективная память всех евреев, и призыв к улучшению. Его резкий звук должен пробудить душу от сна, заставить ее содрогнуться. И если, услышав звук шофара, душа человека встрепенется — это залог того, что теперь она станет более чуткой, более отзывчивой. А значит, кому-то в этом мире станет лучше жить.

Но вернемся к конкретному ставропольскому празднику. Меня всегда поражало, что каждому из еврейских соответствует своя диета. И в этот раз на столах было все, что должно. Специальные благословения прозвучали над бокалом вина (оно символизирует плодородие), круглой халой (завершился год) и яблоками с медом (пусть год будет хорошим и сладким). А еще на столе были обязательная рыба и ... морковь. Съесть ее - значит разбогатеть. Ели все, что и понятно. Но главным было не это желание, а сама атмосфера. Которую во многом определяло присутствие и старых, и малых – детей, подростков и молодежи.

Состав гостей, почтивших своим вниманием праздник, говорит сам за себя. Это Геннадий Степанов, председатель Ставропольского конгресса народов России, Владимир Огнев, председатель краевого национально-культурного общества славян, Геннадий Гамисония, председатель Грузинского общества в Ставрополе, Ян Бернард, председатель Союза поляков в краевом центре. Они и поздравляли, и поднимали большие проблемы совместной работы (к чему скрывать, есть силы, которые готовы рассорить народы, проживающие на Ставрополье).

Короче говоря, праздник удался. И как говорят евреи на Новый год: Ле-Шана Това Тикатеву! – Да будете вы в будущем году вписаны в Книгу Жизни! Чего желают члены «Шалома» и всем жителям Ставрополья. Как и члены Еврейской общины Ставропольского края.

«С новым и сладким годом»
Газета «Ставропольская правда»
14 сентября 2010 года