08:44, 10 сентября 2010 года

«Единая Россия» закладывает фундамент модернизации образования страны

Обсуждали предложения по доработке проекта федерального закона «Об образовании в РФ», успевшего вызвать большой резонанс в обществе. В разговоре приняли участие представители министерства образования края, управления образования Ставрополя, профсоюзов, учительских и родительских комитетов.

Координатор клуба Д. Шуваев отметил: изменения в мире настолько стремительны, что лишь качественное образование может гарантировать успешное развитие в будущем. Инвестиции в человеческий капитал становятся наиболее перспективными и выгодными. Поэтому «Единая Россия» закладывает фундамент модернизации образования страны, стремится вывести его на новый качественный уровень, а также поддерживает инициативы по расширению образовательного пространства за счет молодежных лагерей, форумов, продвигает самые интересные идеи в рамках партийных проектов.

- Новый закон призван модернизировать систему образования, затронув все ее составляющие, поэтому так важно скорее его принять, - подчеркнул лидер местного отделения «Единой России» в Ставрополе И. Богданов. - В частности, авторы законопроекта предлагают привести в соответствие с международными стандартами уровни образования.

Но многие педагоги и родители считают, что в существующей редакции он может привести к еще большей коммерциализации образования и повсеместному снижению его качества. Уже обозначившийся вектор государственной политики в отношении школы, что выразилось в сокращении часов дополнительного образования в средних школах, принятия весьма туманных новых стандартов для отрасли, вызывает вполне обоснованную тревогу.

- Если новый закон не гарантирует улучшения ситуации в разы, не следует его принимать, - категорично высказалась председатель краевой организации профсоюза работников образования и науки Л. Минаева. - Однозначно, правовые новации потребуют больших бюджетных расходов. Достаточно посчитать, во что обойдутся только лицензирование всех дошкольных учреждений образования, замена документации, печатей и штампов. А делать это придется. Сегодня имеется восемь категорий детских садов, а новый законопроект говорит только о двух. Однако относительно того, что предлагаемые меры реально повысят качество образовательных услуг, возникают большие сомнения, скорее, наоборот, учитывая мизерную зарплату учителя...

Председатель комитета по образованию, науке и культуре ГДСК Е. Бражников также высказал свои сомнения по поводу целесообразности нового законопроекта: «Три года назад президент страны дал старт программе «Наша новая школа». Чтобы край мог в ней участвовать, законодатели занимались внесением соответствующих изменений в действующую в отрасли документацию. Теперь нам предлагают работу начинать заново».

- В документе есть такие понятия, как образовательные услуги, рынок образовательных услуг, предпринимательство в сфе­ре образования, но суть этих понятий не разъясняется, нет регламента или каких-либо стандартов, которые могли бы определить, что является образовательной услугой или предпринимательством на данном рынке, а что нет, - высказала свои замечания директор ставропольского лицея № 15 И. Тарасова.

Сошлись во мнении, что вряд ли пресловутый ЕГЭ должен оставаться единственным мерилом знаний выпускников школ. По мнению как родителей, так и учителей, ему необходимо найти альтернативу. Не радует и тот факт, что сегодняшние программы обучения не способны подготовить учащихся к его отличной сдаче, учителя работают на этот результат сверх программы. Однако ж новый законопроект не конкретизирует тот объем знаний, который учащиеся и дальше смогут получать бесплатно, а о дополнительной подготовке к экзамену, судя по всему, придется забыть, так как эти часы педагогам государство оплачивать не собирается.

Такая недосказанность в законе может привести к тому, что образование полностью коммерциализируется, а бесплатного минимума хватит разве на то, чтобы получить справку о прослушанном школьном курсе. По мнению педагогов, нужно также ввести и законодательно закрепить ответственность учредителя (муниципалитета) за развитие образовательного учреждения, статус социально-психологических служб в школах, гарантии бесплатного обучения в творческих студиях и кружках государственного образца. Нет в новом законопроекте ни слова и о воспитательной работе школы. Особым пунктом выдвинуто требование бесплатного обеспечения учебниками. Это не только позволит родителям сэкономить на данной статьей расходов по 2,5 - 7 тыс. в год (в зависимости от количества учеников в семье), но и стабилизирует программы, которые каждый год предлагают новую редакцию учебников. Предложено ввести в закон понятия об ответственности учащихся и их родителей за порчу имущества и асоциальное поведение детей в стенах учебного заведения. Много было сказано и о необходимости повысить статус учителя и вернуть престиж профессии, о чем в предлагаемой редакции документа нет ни слова.

Все предложения, прозвучавшие на заседании клуба, будут переданы в Госдуму России.

«Какой закон нужен школе»
Газета «Ставропольская правда»
10 сентября 2010 года