Защите прав ребенка посвятили первый учебный день
Ровно 20 лет назад 2 сентября соответствующая Конвенция ООН была ратифицирована. Особое внимание к вопросам защиты детских прав в нашем крае объясняется еще и тем, что на Ставрополье начинается эксперимент, о котором «СП» уже сообщала. В каждой школе Шпаковского района и Георгиевска было решено провести выборы уполномоченного по правам ребенка. К эксперименту присоединились несколько учебных заведений в других территориях. Опытная площадка открылась и в Ставрополе, на базе общеобразовательного лицея № 17, известного своим участием в различных российских и международных проектах по гражданскому воспитанию детей. Готовность администрации этого учебного заведения к инновациям подвигла известного ставропольского педагога и ученого, доктора педагогических наук, профессора кафедры общей и прикладной психологии Института Дружбы народов Кавказа Алексея Шабалдаса стать в лицее руководителем эксперимента, который не замыкается лишь на фигуре детского омбудсмена. Тема формулируется как «Система работы учебного заведения по защите прав ребенка и формированию его личной ответственности за будущее благополучие семьи и общества». Что немаловажно: говоря о правах, в нашем обществе часто забывают об обязанностях.
В День знаний А. Шабалдас проводил тематический урок у одиннадцатиклассников лицея. Оказалось, что о правах ребенка у них довольно умозрительное представление: ребята назвали лишь права на личную неприкосновенность, свободу слова и отдых. Из своих обязанностей вспомнили только обязанность учиться. Для выпускников (признаюсь, и для меня тоже) было откровением, что, например, требовать считаться со своим мнением может малыш начиная с шести лет, если он в состоянии это мнение сформулировать. (Сразу вспомнился анекдот: «Ребенок каждое утро отказывается ходить в детский сад. Подскажите, как объяснить ребенку, что его никто не спрашивает?»). На уроке присутствовали педагоги, чувствовалось, что и для них тема непростая…
Директор Сергей Ледович сообщил, что омбудсмена в лицее собираются избрать до 20 сентября. Схема выборов отработана: в школе действует ученическое самоуправление. Самое интересное – после выборов. Как защитник детских прав будет их отстаивать, каким окажется его взаимодействие с детьми и педколлективом? А главное – как научить школьников, обретая права, помнить об обязанностях?
3 сентября 2010 года