Во время жатвы на полях Ставрополья работала импортная техника
Есть тому один секрет: на полях хозяйства работала наемная техника. Знаю, прием этот не нравится многим руководителям: мол, «варяги» дорого берут за свою работу, местные крестьяне теряют возможность дополнительного заработка и так далее. У Владимира Николаевича на этот счет свое аргументированное мнение:
- Импортная техника работает более производительно, два «Джон Дира» заменяют три наших «Дона», к тому же наемные комбайны практически не ломаются, а если и случится такое, то это уже не наша забота – тратиться на запчасти. И на горючее, кстати, тоже. К тому же потери на наших комбайнах составляют четыре-пять центнеров зерна на гектаре, а на импортных - около одного. Вот вам и выгода! Так что присутствие чужой техники на наших полях экономически обосновано и даже выгодно.
Конечно, есть в хозяйстве и свои комбайны - пять «Донов», чтобы крестьяне не потеряли навыков и была сохранена профессия. Хотя, по большому счету, как руководитель Владимир Ткаченко считает, что более справедливым было бы разделение труда: задача одних – вырастить урожай, а содержать зерноуборочную технику – забота других.
Решив повременить с приобретением современных комбайнов, хозяйство не мелочится в другом направлении: в прошлую посевную приобрели семена шести элитных сортов пшеницы ростовской селекции, высокоурожайных и устойчивых к полеганию, – и они дали по пять-шесть дополнительных центнеров зерна с гектара. Идет замена парка легких тракторов – они нужны в хозяйстве круглый год, а комбайн – всего несколько дней в году. Приобретены новые культиваторы, планируется полностью заменить зерноочистительную технику – есть установки, работающие чуть ли не по полвека. В общем, цель хозяйства – внедрение энергосберегающей и экономичной техники – уверенно обретает реальные черты.
- Как бы мы ни ругали экономический кризис, - говорит Владимир Ткаченко, - но именно он помогает нам быстрее перейти на новую систему хозяйствования, учит считать свои доходы и расходы.
Уроки кризиса заставили здешних крестьян заняться развитием мясного скотоводства: несмотря на то, что имеется довольно неплохой опыт разведения крупного рогатого скота калмыцкой породы, в ООО «Джалга» решили все же перейти на казахскую белоголовую, благо в соседних хозяйствах есть где и почерпнуть опыт, и купить молодняк. «Калмычка» хороша тем, что неприхотлива, но привесы дает небольшие, к тому же отличается крутым нравом. В этом году на джалгинских полях уже нагуливает вес белоголовый молодняк. Крестьяне в очередной раз надеются, что их продукция будет востребована и получит достойную цену. Главное, говорит Ткаченко, не опускать руки, а работать вопреки обстоятельствам.
Большим тормозом в развитии животноводства является отсутствие орошения. Когда в степи сорок пять градусов жары, о какой кормовой базе можно говорить?!
Если даже отремонтировать имеющиеся в хозяйстве оросительные инженерные сооружения, то цена на электроэнергию подкосит все планы, и затраты никогда не оправдаются. Жалко, что государство не помогает в этом вопросе – а если бы расходы на энергоносители компенсировались, многие колхозы могли бы развиваться и расширять производство.
Все больше беспокоит кадровый вопрос. Можно закупить современную технику, но кто будет на ней работать, если молодежь предпочитает уезжать в город, а хозяйство держится в основном за счет людей, чей возраст близок к пенсионному. Привлечь трудовые резервы можно только хорошими условиями труда, считает В. Ткаченко. А потому последние пять лет все доходы идут только на развитие производства. В первую очередь построили надежные тока и зерносклады, чтобы было где хранить выращенный урожай.
Затраты себя оправдывают: теперь у хозяйства есть возможность подождать с продажей зерна. Прошлогодний урожай, например, реализовали в конце мая по четыре с лишним рубля за килограмм, а в сентябре за него давали чуть ли не вдвое меньше…
11 августа 2010 года