07:40, 31 июля 2010 года

Властями Чечни приветствуются визиты бывших жителей республики

Я родился и жил в Грозном до 1969 года, там похоронены мои родители и другие родственники. Возможность подумать о поездке в этот город мне представилась во время форума «Здравница-2010». В выставочном зале санатория «Долина нарзанов» на одном из стендов была представлена и Чеченская Республика. Человек, который представлял эту экспозицию, предложил мне посетить Грозный, пообещал лично показать все, что меня интересует. Решение созрело в конце июня. Я выбрал традиционный путь, каким ездил из Пятигорска, чтобы навестить родителей. Последний раз это было в 1989 году.

Дорога в Грозный оказалась в отличном состоянии, названия населенных пунктов почти все те же. Новым на пути оказались только блокпосты между границами регионов да дополнительные посты ДПС. Однако значительных задержек на пути автобусу они не создавали. Узнаваемы были и съезд в Грозный с автомагистрали, и главный автовокзал столицы. Что касается самого города, он сильно изменился. Прежних домов почти нет даже на окраинах, а в центре города старые постройки кое-где сохранились, но теперь они облицованы новой плиткой, или над ними надстроены новые этажи и кровли. Я с трудом узнал улицу, на которой прожил 25 лет. На месте родного дома - стройплощадка. Трамваев в городе не стало.

Сохранились городские кладбища. Я побывал на двух: Ново-Октябрьском и в районе старого консервного завода. Слухи о том, что все кладбища разбомблены, абсолютно неверны. Сохранились оградки, столики, скамейки, только могилы неухожены, заросли бурьяном и кустами акации. На многих могилах покосились или повалены кресты, надгробные плиты и памятники... Впрочем, я встретил людей, которые ухаживали за могилами своих родственников. Оказывается, именно для этого в Грозный стали приезжать бывшие жители города из других регионов. Но их пока мало - многие боятся, другие не знают, где можно переночевать. Разговорившись со своими бывшими земляками, я спросил, как они отнесутся к идее организовать поездки сюда бывших беженцев, которые живут сейчас в Ставропольском крае и соседних регионах. Продолжительность такого тура - 2-3 дня, в программе - посещение кладбищ, где захоронены близкие, экскурсии по городу, визиты к родственникам. Идея всем понравилась.

Могу добавить еще, что обстановка в республике и ее столице вполне спокойная. В городе нет следов прошедшей войны, все отстроено. Думается, если какая-то турфирма возьмется за организацию поездок для бывших жителей республики, многие воспользуются этой услугой.

Впрочем, я прекрасно понимал: прежде чем предлагать поездки в этот непростой регион, следовало бы узнать мнение местных властей. Поэтому попросил своего знакомого организовать мне встречу с кем-то из официальных лиц ЧР. В министерстве по внешним связям, национальной политике, печати и информации со мной встретился советник министра Лечи Баканаев. Идею он одобрил и обещал поддержать ее. По словам Л. Баканаева, деятельность по развитию ностальгического туризма в какой-то мере перекликается с республиканской целевой программой «Возвращение и обустройство русскоязычного населения, ранее проживавшего в Чеченской Республике». Иными словами, в случае организации таких туристических поездок они не будут «партизанскими». Визиты бывших жителей республики вполне приветствуются нынешними властями ЧР.

В. ОРЛОВ
«Ностальгический туризм»
Газета «Ставропольская правда»
31 июля 2010 года