09:45, 30 июля 2010 года

Святой источник Серафима Саровского в Ставрополе

Монастырь у родника

Родник Серафима Саровского неразрывно связан с историей некогда существовавшей, ныне возрождаемой Иоанно–Мариинской обители. Все началось в далеком 1847 году, когда владелец небольших хуторов Яков Скоморохов, богатый бездетный человек, решает передать свои земли Русской православной церкви.

Вскоре здесь был основан один из первых женских монастырей на Северном Кавказе. В течение года на его территории возвели Иоанновскую церковь, а при ней организовали женскую общину солдатских вдов и сирот. В 1864–м закончено строительство и другой церкви – Покрова Пресвятой Богородицы. Двумя годами позже рядом с нею выросла трехъярусная звонница, ее ворота вели на монастырское подворье. Стараниями П. Воскресенского, знаменитого в то время архитектора, монастырь начинает разрастаться (появились пять корпусов, два гостиничных дома, больница, водяные, ветряные мельницы и воскобойни).

Илья Сургучев в своей книге «Губернатор» так описал водружение колокола на трехъярусную звонницу: «В женском монастыре, в шести верстах от города, поднимали на главную колокольню новый колокол, – большой, весом в 513 пудов, отлитый в память избавления от холеры…».

Но вот наступил 1917–й, резко повернувший жизнь страны в иную сторону... Уже через год монахиням во главе с настоятельницей было предложено покинуть монастырь в течение суток. Начался грабеж монастырского хозяйства, несколько зданий, в том числе храмовых, были разобраны окрестными жителями на камни.

И Глазной, и Врачеватель…

Источник возле леса был известен местному населению практически с первого дня строительства Ставропольской крепости. Поначалу, говорят, его называли Глазным: согласно преданию, его вода помогала лечить болезни глаз и даже слепоту. Возможно, этому способствовали целебные соли, содержащиеся в воде. Но огромное значение имела и глубокая вера. С нею человек, веря в кого–то или что–то, открывает в себе скрытый спасительный потенциал, и сама природа начинает действовать как врач. Отсюда второе название родника – Врачеватель.

Слава о роднике быстро разнеслась за пределы города. Когда образовался монастырь, родник вновь переименовали, теперь уже в Монастырскую криницу. Монахини занялись его обустройством. В 1896 году сооружен каптаж источника. Из известняка–ракушечника выложен арочный грот, а вода сбегала по каменному желобу. Из городской и монастырской казны выделялись средства на облагораживание территории. Возле родника построили часовню из песчаника, купол которой был далеко виден в округе. После 1917 года источник «одичал», и о нем официально забыли.

Легенда Члинского леса

Однако существует такая, например, легенда. Во время Великой Отечественной войны небольшой группе советских солдат пришлось укрыться в Члинском лесу. В то время это место находилось за чертой города, но и там шли ожесточенные бои. В один из самых напряженных моментов солдаты увидели приближающегося к ним старца, невысокого роста, немного сгорбленного, с палочкой в одной руке, с хлебом – в другой.

Усталые бойцы с радостью приняли угощение. А незнакомец исчез так же неожиданно, как и появился. Через много лет один из тех солдат, воевавших в предместьях Ставрополя, увидел икону преподобного Серафима Саровского и в его облике узнал старца, помогшего солдатам. Говорят, во много благодаря этому видению, молва о котором передавалась из уст в уста, родник впоследствии стал носить имя святого.

Возрождение

Возрождение родника началось в 1998 году. Общими усилиями прихожан Андреевского кафедрального собора и администрации Октябрьского района родник был восстановлен и освящен по благословению ныне покойного митрополита Гедеона. В честь 240–летия со дня рождения Серафима Саровского родник назвали его именем. В апреле 2002 года в присутствии благотворителей здесь заложили первый камень фундамента под храм.

– Нам помогали многие люди, – вспоминает отец Димитрий. – Одни – в строительстве храма, другие – облагораживая территорию, третьи – в укреплении склонов, в сооружении террас и тротуаров. Огромную помощь оказал и лично владыка Феофан, который, к радости прихожан, часто посещает святой источник.

Чудеса случаются

Рассказывают, что в новом храме есть старые иконы, пережившие чудесное обновление.

– Да, это действительно так, – подтверждает отец Димитрий. – Недавно нам принесли Казанскую икону Божьей Матери, очень старую, поблекшую от времени. На ней с трудом можно было рассмотреть лик Пресвятой Богородицы. И вдруг вскоре изображение стало светлеть. Для верующего человека это, конечно, самое настоящее чудо.

Сейчас эту особо почитаемую икону можно увидеть в храме при роднике.

Вот еще одна из легенд, связанных с родником. В 2003 году пришедшая к источнику молодая пара была удивлена неожиданным зрелищем: они увидели фигуру самого преподобного старца Серафима, причем его обрамляло отчетливо различимое золотое свечение. «Такие события невозможно объяснить, – замечает отец Димитрий. – Но верующие относятся к подобным фактам как к проявлению особой благодати, снизошедшей на это святое место».

За духовной опорой

Часто приходят в Серафимовский храм пациенты ставропольских лечебных учреждений. Понятно, что людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, хочется получить моральную, духовную поддержку. И они ее здесь находят. Так, многие признаются, что чувствуют заметное облегчение после омовения в источнике. Отец Димитрий поведал еще одну интересную историю. Под куполом навеса, защищающего родник, находится крест, а раньше там висела икона преподобного Серафима Саровского. Она была уже довольно старой. Когда икону решили оттуда снять, одна из пришедших больных обратилась к отцу Димитрию с просьбой отдать ей образ. Женщина взволнованно рассказывала священнику, как буквально за несколько дней до этого она стояла у источника, глядя на старую икону, и ей вдруг показалось, что сам живой преподобный старец смотрит на нее. Она совершила омовение в водах родника и почувствовала, что ее боль стихает...

Легенды легендами, но и ученые – со своих позиций – тоже подтверждают: место здесь – необычное. Они выяснили, что под верхним пластом известняка лежат форштадтские пески, благотворно влияющие на окружающую среду, в том числе и на человека. Слой песка составляет около 35 метров и, по–видимому, служит своеобразным природным «очистным» сооружением... И совсем не случайно в таких местах люди чувствуют себя комфортно, с радостью вдыхая свежий чистый воздух леса, слушая нежное пение птиц...

Ксения ИЗМАЙЛОВА
«Святой источник»
Газета «Ставропольская правда»
30 июля 2010 года