08:32, 27 июля 2010 года

Телефон «горячей» линии действует в Центре психолого-педагогической помощи Ставрополя

- На первых порах к нам чаще всего обращались родители. Сейчас же количество звонков от подростков и представителей старшего поколения практически сравнялось. Как выясняется, детям тоже подчас трудно бывает построить нормальные отношения с родителями. Кроме этого, мы сотрудничаем со всеми школами, консультируем учителей. А в дальнейшем планируем создать единую службу детского «телефона доверия». Надеюсь, она поможет оперативно вмешиваться в семейные конфликты, обеспечивать эмоциональную поддержку тем, кто в ней нуждается.

- И с какими же проблемами чаще всего обращаются ваши абоненты?

- Для ребят одной из наиболее актуальных тем является первая любовь, многие жалуются на проблемы с педагогами или одноклассниками. Родители зачастую сталкиваются с резкими изменениями в поведении своих чад. Существует же такая крылатая фраза, что ребенок - это зеркало семьи, и все семейные проблемы рано или поздно, но обязательно отразятся на детях. Получается своеобразный «эффект бумеранга», к которому родители бывают абсолютно неподготовленными. Тогда звонят нам. Что тут можно посоветовать? Предлагаем попытаться поговорить с детьми. Узнать их интересы. А приходя домой, не нужно кидать сумку со словами: «Я тебе говорила сделать в квартире уборку, а ты ничего не сделал!». Гораздо лучше будет для начала спросить, как прошел день у вашего ребенка. А еще расскажите ему, как вы себя чувствуете, устали или нет. Люди ведь не умеют читать мысли друг друга. А многие взрослые уверены, что все окружающие должны понимать и правильно оценивать их состояние.

Еще одна проблема, с которой часто сталкиваются наши специалисты, - это излишние ограничения со стороны родителей, которые стараются держать ребенка под постоянным контролем. Ничем не ограниченный контроль приводит к тому, что в ребенке копится негативная энергия, которая переходит в неуправляемость. Подростки начинают врать, стараясь выглядеть в глазах родителей «хорошими». Просто потому, что устают от постоянного соблюдения различных правил и норм. А если еще у ребенка нет какой-то отдушины, например, любимого дела, тогда конфликты с родителями, бабушками и дедушками неизбежны.

А еще надо понимать, что современные родители заняты в основном материальным обеспечением семей, своей работой. Ребенок при этом постепенно отходит на второй план. Родители, конечно, продолжают его любить, однако уделяют своим чадам все меньше и меньше времени... А потом, когда дело кончается конфликтом, родители вынуждены обращаться в нашу службу.

- Я так поняла, что к вам обращаются люди из различных слоев населения. И, естественно, большинство не хотело бы огласки их домашних проблем.

- Да, конечно. Многие люди не хотят называть своего имени. И мы храним их анонимность. Единственные данные, которые у нас остаются после звонка, - это дата, время звонка и имя консультанта, с которым общался человек. Иногда к нам обращаются люди в очень трудных жизненных ситуациях. Например, отец пытается лишить мать родительских прав и спрашивает о необходимых для этого документах и других бюрократических факторах. Тогда мы направляем позвонившего к специалисту министерства труда и социальной защиты, который занимается именно этими проблемами.

- Насколько успешно работает горячая линия?

- На мой взгляд, успешность - это не количество обратившихся к нам клиентов. А сокращение количества повторных звонков.

- Очень часто, когда в семье появляется второй ребенок, поведение первого резко меняется. Поступали ли к вам просьбы помочь в таких проблемах?

- Поступали. И неоднократно. В семьях, где больше одного ребенка, старший, пусть порой и бессознательно, видит в младшем соперника, еще одного претендента на внимание родителей.Чаще всего ребенок хочет «вернуть себе ускользающую любовь» двумя путями: либо пытается вести себя «как взрослый», либо замыкается в себе. Возникает недопонимание. Родители начинают жаловаться, что, мол, вот у меня был такой хороший ребенок, помогал по дому, по хозяйству, а теперь абсолютно отказывается что-то делать. Как нам быть? Обычно в таких ситуациях мы советуем прийти на прием к психологу, который сможет вникнуть в ситуацию и объяснить родителям, как лучше решить проблему.

- Недавно появилось такое понятие, как «преждевременное взросление». Существует ли эта проблема в реальности?

- Я не думаю, что это можно назвать проблемой. Девочка в четырнадцать лет немного нарумянит щеки или воспользуется маминой тушью. Разве это проблема? Нет. Это закономерный процесс развития. Меня очень радует, что современные дети удивительно хорошо развиты в интеллектуальном плане. Интернет, видимо, оказал свое благотворное воздействие. Конечно, социальные сети, игры, чаты - это не самые большие плюсы всемирной «паутины», но молодежь благодаря этому снова начала читать. Пусть и не Достоевского или Толстого, но они развивают свой литературный язык. Из общения со школьниками лично я тоже узнаю много нового. И я не стыжусь говорить об этом. Мне действительно бывает интересно с ними общаться.

- Проводит ли Центр какие-нибудь мероприятия в период летних каникул?

- Безусловно. Мы общаемся со школьниками не только в период учебы, но и сейчас, летом. Центр обустраивает тематические досуговые площадки по всему городу. Специалисты организуют для ребят развлекательную, образовательную и спортивную программы. Планируется создание двадцати пяти таких площадок.

Телефон горячей линии: (8652) 37-16-74.

Мария КОЛБАСОВА
«Звоните, вам помогут!»
Газета «Ставропольская правда»
27 июля 2010 года