08:40, 27 июля 2010 года

Население Ставрополья имеет большие долги по имущественным налогам

И разговор начинаем с вопроса о том, насколько, по его мнению, успели укорениться в сознании людей принципы финансовой дисциплины за недолгий период после того, как канула в Лету плановая экономика.

– Налоговая система России довольно молода: налоговые органы были образованы в 1991 году, множество изменений претерпевало законодательство о налогообложении, перераспределялись функции между ведомствами... Это было неизбежным процессом. И очевидно, что в таких условиях гражданам порой довольно сложно ориентироваться в своих обязательствах перед государством. Но я считаю, это нисколько не извиняет устоявшийся правовой нигилизм в нашем обществе. Если бизнесмены, крупные предприятия, индивидуальные предприниматели уже, скажем так, приняли неизбежность соблюдения налоговой дисциплины, то простые налогоплательщики – физические лица только начинают осознавать это.

Правила взаимоотношений с государством предельно просты: если человек обладает недвижимым имуществом, транспортными средствами, землей, то необходимо осознавать меру ответственности за статус владельца этих благ. Прописная истина: чем добросовестнее мы будем платить налоги, тем более совершенным будет качество получаемых нами услуг от государства. Не заплатив транспортного налога, не стоит ждать, что наши дороги сами станут строиться, а не рассчитавшись по налогу на недвижимость, не надо сетовать на неблагоустроенность наших населенных пунктов.

– Известно, ситуация с уплатой имущественных налогов физическими лицами на Ставрополье очень серьезна. Насколько солидны долги, накопленные населением?

– Сразу скажу, эта проблема настолько серьезна, что мы вынуждены принимать очень жесткие меры для ее разрешения. По итогам второго квартала задолженность физических лиц по имущественным налогам составляет 895 миллионов рублей, это 11 процентов от всей задолженности в бюджетную систему Российской Федерации. Отдельно по налогам картина выглядит следующим образом: по транспорту – 576 млн рублей, по земле – 162 млн, по имуществу – 155 млн. Учитывая, что имущественные налоги поступают в основном в муниципальные бюджеты и краевую казну, получается, что задолжавшие налогоплательщики просто обворовывают край.

– Вы упомянули о жестких мерах по отношению к должникам.

– Комплекс мероприятий разработан совместно с разными ведомствами еще в начале года. Здесь очень важны слаженные действия разных структур – службы приставов, органов внутренних дел, администраций муниципальных образований. И уже проведена очень масштабная работа – налажен оперативный обмен информацией об имеющейся задолженности с Управлением Федеральной службы судебных приставов по СК. Надо отметить: этой службе государство доверяет все больше полномочий в сфере исполнения судебных решений. Масштабы так называемой правовой непорядочности наших граждан велики, и государство борется с нею самыми решительными методами: имущественной ответственностью, запретом на выезд из страны и др. Кроме того, значительная работа проведена налоговиками с администрациями муниципальных образований. Совместно с ГИБДД мы проводим рейды на станциях техосмотра.

– В начале разговора вы вкратце сказали, что одна из серьезных проблем – это неосведомленность граждан о том, какие именно налоги, куда и сколько нужно платить. Не секрет, что налоговые уведомления часто не попадают к адресатам или содержат ошибочные сведения. Например, автомобиль давно продан, но по–прежнему значится в базе у налоговиков, потому накапливается задолженность, начисляется пеня, а человек даже не знает об этом...

– При существующем уровне развития технологий это уже не проблема. Об имеющейся задолженности налогоплательщик всегда может узнать на нашем сайте www.r26.nalog.ru в «Личном кабинете налогоплательщика». В ближайшей перспективе в рамках этого сервиса будет предоставляться исчерпывающий набор услуг в электронном виде, будет обеспечена возможность бесконтактного взаимодействия с налоговой службой. Реализация этого проекта намечена Федеральной налоговой службой уже на 2011 год. А сейчас в крае развернута массовая акция по вручению налоговых уведомлений. Подходят сроки уплаты имущественных налогов, и наши инспектора не только в рабочее время, но и по вечерам и выходным обходят налогоплательщиков и вручают уведомления.

– А бывают случаи, когда люди отказываются принять уведомление? Ведь не проинформирован – избавлен от ответственности.

– Эта ситуация уже разрешена на законодательном уровне. И неосведомленность уже отнюдь не избавляет от обязанности уплатить налог. На этот счет уже есть определение Конституционного суда. Никто не препятствует налогоплательщику посетить налоговую инспекцию и получить информацию о своих обязательствах. А если кто–то отказывается получить уведомление, это фиксируется в акте, который будет фигурировать как доказательный документ в случае судебного разбирательства. Все издержки, связанные с судебными процедурами, налогоплательщику придется взять на себя. Поэтому не стоит доводить эту ситуацию до крайности. А мы со своей стороны постараемся обеспечить наиболее удобные формы взаимодействия с гражданами.

Хотелось бы отметить, что с 2004 года нашим ведомством совершен прорыв в использовании информационных технологий, одной из первых налоговая служба перешла на электронный документооборот, обеспечила гражданам доступ к услугам в электронном виде. Но, внедряя передовые технологии, становясь все более открытыми и современными, мы ждем от налогоплательщиков большей ответственности перед государством.

«В борьбе с правовым нигилизмом»
Газета «Ставропольская правда»
27 июля 2010 года