О наводнении в селе Александровском Ставропольского края в 1911 году
Судя по документам и сообщениям из газет, разрушительный ливень с градом застал врасплох всех — и население, и местные власти. О том, как переживало бедствие столетие назад одно из самых благополучных и богатых сел губернии, читаем в документах архива и газетных публикациях.
«Еще за 10-15 верст от с. Александровского уже заметны следы небывалого наводнения, обрушившегося на Томузловскую долину», – писал корреспондент «Северо-Кавказского края». Далее рассказано о том, что первыми жертвами потоков воды стали пастухи и скот, пасущийся у возвышенности. После обеда хлынул ливень с градом, сбивавший с ног. Пастухи бросились со стадом по дороге в село, но не прошло и нескольких минут, как они увидели несущийся на них страшный вал. Была смыта часть стада и унесен один из подпасков…
Поток обрушился на хутора, расположенные вдоль Томузловки, разбил плотины и, захватив с собой воду из хуторских прудов, помчался на село Александровское. С другой стороны возвышенности в это время шел другой вал по Малой Томузловке, снося по пути мельницы. В селе Александровском оба потока слились и натворили беды. Страшная гроза сопровождалась сильным ливнем и градом, градины — размером с голубиное яйцо. Вода срывала и уносила огромные деревья, каменные мосты, мельницы, строения, людей, домашний скот, сельскохозяйственный инвентарь. У многих жителей уничтожены и подмочены запасы зерна, муки, разных продуктов, фуража, погибло много огородов, пчелиных пасек. Картина дополнялась разрушенными садами. Местами град, перемешанный с илом, образовал сугробы, из которых торчали колеса бричек, плуги и косилки. Всего пострадало 200 крестьянских хозяйств, погибли 5 человек.
Местная полиция самоотверженно спасала пострадавших. Газета писала, в частности, о стражнике, осетине Караеве, несколько раз выбитом водой из седла, но спасшем 8 человек. Когда наступила темнота и опустился густой туман, работа по спасению продолжалась при зажженных факелах.
«Усилиями чинов полиции и конной стражи спасено свыше 60 человек», – читаем в архивном деле под названием «О наводнении в селе Александровском в 1911 году». Здесь же подробные отчеты о размерах бедствия, количестве погибших и пострадавших. Убытки – до 100000 рублей. В соответствии с этим документом, «у Василия Емельяновича Перова уничтожены 2 деревянных амбара, крытых черепицей и камышом, утонули мешок пшена, 100 пудов пшеничной муки, 300 пудов пшеницы, 15 пудов овса, погибли 6 телят, жеребенок, унесены веялки, поврежден сад, 2 сарая (всего на 1017 рублей)».
Сразу после бедствия начался сбор пожертвований в пользу пострадавших. Был создан Александровский уездный комитет помощи. Уже 29 апреля председатель комитета рапортовал губернатору: «Сегодня Александр Васильевич Кащенко и Григорий Васильевич Сотников принесли по 100 рублей, а всего пожертвований собрано 500 рублей…». Местные любители театра заявили о благотворительных спектаклях в пользу пострадавших, выдавалась также ссуда из губернского страхового капитала.
А что же прогнозы погоды? В те времена они были еще менее точны, чем сегодня. В «Метеорологических условиях в Ставрополе и Ставропольской губернии» читаем: «Большая часть климатических факторов подвержена столь большим колебаниям, что необходимо брать многолетние наблюдения, чтобы определить крайности в том и другом направлении. По годовому ходу осадков климат Ставропольской губернии имеет вполне материковый характер: максимум осадков приходится летом, собственно в первой его половине…».
16 июля 2010 года