Врач и пациент

Врач и пациент

© Фото: Александр ЦВИГУН

Ни для кого не секрет, что сегодня даже в государственных медучреждениях страховой полис редко освобождает пациента от этой обязанности. Сколько раз, уважаемый читатель, приходилось вам выкладывать кругленькую сумму за талон к специалисту или обследование? А между тем страховой полис дает право получать эти услуги бесплатно...

В Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования и другие медицинские страховые организации регулярно поступают жалобы на незаконное взимание с пациентов денежных средств.

В некоторых медучреждениях участковые врачи и узкие специалисты при назначении каких-либо обследований, в том числе дорогостоящих (лабораторные исследования методом ИФА, ПЦР, ультразвуковое исследование, компьютерная и магнитно-резонансная томография), рекомендуют либо выписывают направление на их прохождение в частные медцентры, невзирая на то, что все необходимое оборудование и специалисты имеются и в организациях, работающих в системе обязательного медицинского страхования. Естественно, частные клиники оказывают медицинскую помощь не задаром.

Многим не раз приходилось выкладывать деньги за внеочередное обследование. В поликлиниках за несколько сотен целковых могут оформить госпитализацию или историю болезни вне очереди. А это нарушает права остальных пациентов на получение плановой медпомощи в сроки, установленные Территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

В других случаях, при госпитализации, пациента просят в добровольно-принудительном порядке внести «пожертвование» или «благотворительный взнос» на счет медицинского учреждения.

Как рассказала корреспонденту «СП» заместитель исполнительного директора Ставропольского краевого фонда ОМС Татьяна Булгакова, сегодня в Ставропольском крае распространены и так называемые «монополисы» добровольного медицинского страхования, когда пациент получает отдельные медицинские услуги на платной основе по договору.

– Имейте в виду, – говорит Т. Булгакова, – заключение такого договора на момент получения медицинской услуги не имеет никакого отношения к добровольному медицинскому страхованию. Это не что иное, как нарушение конституционных прав пациента на получение бесплатной помощи.

Виды медицинской помощи, а также перечень медикаментов и изделий медицинского назначения, которые должны предоставляться безвозмездно, перечислены в Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи, которую ежегодно утверждает краевое правительство. Этот документ должен быть в каждой медицинской организации, работающей в системе ОМС, в медицинской страховой организации, филиале СКФОМС, в справочных информационных системах.

– При обращении за медицинской помощью каждый должен знать свои права и обязанности, – рассказывает Т. Булгакова. – Помощь гражданам может оказываться в экстренном и плановом порядке. Первичная медико-санитарная помощь (прием терапевтом, педиатром и т.д.) оказывается в поликлинике по месту жительства и участковому принципу. По экстренным показаниям помощь оказывается незамедлительно, бесплатно и независимо от наличия у гражданина полиса ОМС.

Если же вы обратились в организацию здравоохранения, работающую по системе ОМС по плановым показаниям, медицинскую помощь вам окажут в порядке очередности, при обязательном предъявлении паспорта или свидетельства о рождении, а также полиса обязательного медицинского страхования. В этом случае медицинская организация обязана оказать бесплатную помощь пациенту.

– Помните, что бесплатными являются как консультации специалистов (при наличии направления), назначение лечения, так и прохождение всех обследований, необходимых для установления диагноза. Плановый прием граждан врачом-специалистом, проведение плановых диагностических и лечебных мероприятий (в том числе в дневном стационаре) осуществляются в порядке очередности. Исключение – отдельные категории граждан, имеющих право на внеочередное оказание медицинской помощи в соответствии с федеральным и краевым законодательством, – поясняет заместитель исполнительного директора СКФОМС.

К слову, сроки ожидания плановых госпитализации, приема врачом-специалистом и проведения диагностических и лечебных мероприятий не могут превышать 14 дней. Если же пациент находится на стационарном лечении, все лекарства должны предоставляться бесплатно. Просьбы медперсонала принести с собой на лечение бинты, шприцы, перчатки, операционные наборы или лекарства – незаконны.

Безусловно, незаконны и требования денежных вознаграждений в пользу больницы, всевозможных «благотворительных», «добровольных» пожертвований.

Отказ от выплаты этих взносов не влияет на качество и доступность медицинской помощи.

– Если вы столкнулись с подобными случаями, обращайтесь к руководству медицинской организации – главному врачу или его заместителю, к заведующему отделением. Как правило, большинство конфликтов решается на уровне медицинской организации. Если же вас не удовлетворили ответные действия администрации, обращайтесь в медицинскую страховую организацию, которая вас застраховала, – говорит Т. Булгакова.

Специалисты разъяснят ваши права, при необходимости проведут экспертизу качества оказанной помощи, при сохранении чека или других документов, подтверждающих оплату, рассмотрят возможность возмещения необоснованно затраченных средств. Кроме того, в страховой организации вам помогут оформить документы в суд и будут участвовать в защите ваших прав на судебных заседаниях.

Номера телефонов вашей страховой компании ищите в своем полисе. По вопросам, связанным с получением бесплатной медицинской помощи, в Ставропольском краевом фонде ОМС работает горячая линия: 8(8652) 94-11-35; 94-11-39.

Так что отстаивайте свои права при получении бесплатной медицинской помощи. Помните: за оказанную вам помощь с медицинскими организациями рассчитывается государство. Не платите дважды!

Екатерина КОСТЕНКО

Сколько стоит полис? / Газета «Ставропольская правда» / 6 июля 2010 г.