07:10, 3 июля 2010 года

Старинная золотая бляха хранится в Ставропольском краеведческом музее

В древнем храме

Это оригинальное украшение было найдено в Сентинском храме (X-XI в.в.) у села Верхняя Теберда в Карачаево-Черкесии. На протяжении двухсот лет сюда не случайно влекло ученых и путешественников. В 1829 году известный архитектор Иван Бернардацци, ведавший застройкой курортов Пятигорья и живо интересовавшийся достопримечательностями Кавказа, впервые составил описание храма и его настенной живописи. Тогда же он вынужден был констатировать, что полы церкви разрушены кладоискателями, которые «думали найти под оными зарытые сокровища». В ходе одной из таких кладоискательных, стихийных раскопок были найдены любопытные вещи: византийская монета Х века эпохи Константина и Василия, кадильница с цепью и остатки митры с «фальшивыми каменьями». Все это явно указывало на необходимость тщательного, планомерного научного исследования древней постройки.

Спрятанная гробница

Более тридцати лет назад, в 1976 году, Горнокавказской экспедицией Института археологии АН СССР под руководством знаменитого кавказоведа Виктора Марковина было проведено скрупулезное исследование храма. В частности, найдены два захоронения. Самым интересным, по мнению ученых, оказалось захоронение в нижнем рукаве (притворе) храма, где глазам археологов открылись хорошо сохранившиеся золотые браслеты, обрывки тканей, стеклянные стразы и пуговицы-бубенчики. Споры о том, кому принадлежала гробница, не утихают до сих пор. Понятно, что только знатные и богатые люди могли удостоиться чести быть похороненными при храме. Но почему так тщательно укрыли это место от посторонних глаз под полом постройки, если речь идет о весьма почитаемом человеке? Загадка…

Останки как таковые в гробу имелись лишь в виде нескольких обломков трубчатых костей. А в стороне, в узком пространстве вдоль северной стены находился сильно фрагментированный череп девочки-подростка. Учеными установлено: осквернение могилы совершено в 1396 году. Примерно в это время на территорию Алании вторглись войска Тамерлана и двинулись к массиву Эльбруса. Не эти ли захватчики похозяйничали здесь в поисках легкой и быстрой добычи? По мнению В. Марковина, все указывает на то, что ограблению усыпальницы явно кто-то помешал, возможно, служители храма. Это вполне объясняет то, что некоторые золотые предметы все же остались нетронутыми, видимо, их просто не успели забрать. Но зачем вандалам потребовалось тревожить сам прах покойницы? И кто была эта таинственная девочка? Какое отношение имела она или ее семья к храму? Сентинское захоронение таит еще немало непознанного, неясного.

О чем молчат птицы?

Археолог Марковин провел детальный анализ изображения бляшки и пришел к выводу, что по общему рисунку оно напоминает птичек с золотых женских уборов Киевской Руси, где подобные сюжеты были очень популярны. Но автор нашего украшения не следовал буквально канонам, воспринятым древнерусскими мастерами от Византии, а смело внес и свои элементы. Птица сентинской бляшки, кажется, вот-вот готова взлететь: хвост ее приподнят, одно крыло направлено вверх. Это можно назвать индивидуальным решением традиционной композиции.

Зато исследователям удалось точно определить место создания изделия: помогли краски. Древнерусские мастера использовали в основном сочетания желтых, бирюзовых, синих, зеленых и пепельных тонов. В Византии же ограничивались четырьмя – синим, красным, зеленым и белым. На украшении из Сентинского храма различимы довольно бледные зеленый, серовато-белый, светло-синий цвета. Выходит, эмалевая вставка выполнена в Византии, но, судя по всему, не в самой лучшей, а в одной из второстепенных мастерских, возможно, провинциальных. И все же золотая техника вызывает восхищение тонкостью работы мастера, жившего в таком далеком от нас XI веке.

По ряду причин, связанных с особенностями хранения, уникальная бляшка редко предстает глазам широкой публики. Хотя иногда она даже бывает в зарубежных «командировках»: в 1991 году в Японии проходила выставка интереснейших археологических находок из Ставропольского, Краснодарского, Ростовского и Азовского краеведческих музеев. Среди ее экспонатов выставлялась и сентинская бляшка. За несколько месяцев в трех японских городах выставку посетили около 75 тысяч человек…

Ксения ИЗМАЙЛОВА
«Загадки византийского чуда»
Газета «Ставропольская правда»
3 июля 2010 года