Сцена из спектакля «Проделки Ханумы». Заслуженные артисты России Б. ЩЕРБАКОВ И С. КОЛГАНОВА.

Сцена из спектакля «Проделки Ханумы». Заслуженные артисты России Б. ЩЕРБАКОВ И С. КОЛГАНОВА.

В сцене из спектакля «Вера. Надежда. Любовь.» М. РЫБИНА, С. ЛУГАНСКАЯ, Е. КАПРАЛОВА.

В сцене из спектакля «Вера. Надежда. Любовь.» М. РЫБИНА, С. ЛУГАНСКАЯ, Е. КАПРАЛОВА.

– Евгений Иванович, закономерный вопрос по главной теме нашего разговора: чем вам и вашему коллективу запомнится этот творческий сезон?

– У каждого сезона обязательно складывается свое «лицо», каждый по-своему памятен и дорог. В истории нашего театра прошедший был уже 165-м! Мы стараемся держать марку старейшего театра на Северном Кавказе, и не только по возрасту, конечно, но и по накопленному творческому багажу. Нас не случайно называют форпостом русской культуры на Кавказе, чем мы очень гордимся, думается, вполне по праву. Могу сказать: 165-й сезон получился успешным. Красноречивое свидетельство чему – растущий приток зрителей, несмотря на кризис.

– Зритель «голосует» рублем…

– Или ногами, если ему не нравится… В этом сезоне в нашем театре побывали 118 тысяч человек, а с учетом всех приглашенных цифра получится еще больше. Заполняемость зрительного зала составила в среднем 75% – показатель, которым можно гордиться. А высокую творческую планку сезону, считаю, задал уже первый спектакль – «Герой нашего времени», который поставил известный московский режиссер, народный артист России Юрий Ерёмин по роману Михаила Лермонтова.

– Уже сам факт появления режиссера такого уровня в культурной атмосфере Ставрополя обусловил иную степень ответственности и со стороны театра, по-моему.

– Несомненно! Актеры почувствовали и откликнулись на новый для них режиссерский стиль мастера, который очень хорошо знает свое дело. К тому же – имя Лермонтова, столь тесно связанное с нашим краем. От нас он ушел в бессмертие… Спектакль получился, на мой взгляд, один из лучших, наверное, за несколько последних лет. Что, кстати, опять-таки мы видим по интересу зрителя. Особенно хочется отметить работу в «Герое…» наших мэтров, заслуженных артистов России Александра Ростова и Владимира Аллахвердова, занятых в маленьких, эпизодических ролях, но сделавших их на высочайшем уровне. А как хорош там Владимир Зоря в роли Максим Максимыча, создавший образ-символ истинного русского солдата, воина на все времена.

– Юрий Ерёмин не планирует еще поработать в Ставрополе?

– Его огромная занятость вряд ли это позволит. Но, к радости нашего зрителя, мы могли представить и свои достойные постановки. После нескольких лет перерыва режисссером заслуженным деятелем искусств РФ Валентином Бирюковым восстановлен в новой редакции и с новыми исполнителями яркий, веселый, музыкальный спектакль «Проделки Ханумы», где актеры к тому же запели «вживую». В этом спектакле по-разному, но каждая блестяще поработали две наши народные артистки России – первая исполнительница главной роли Вера Рабовская и сменившая ее сегодня Наталья Зубкова. Совершенно по-новому проявили себя здесь заслуженная артистка России Светлана Колганова, артисты Лада Гольд-ман, Владимир Зоря…

Потом мы выпустили современный яркий спектакль «Говорят, под Новый год…», пьесу для которого написал один из ведущих наших актеров заслуженный артист России Михаил Новаков, это уже не первая его работа в качестве драматурга и, надо сказать, весьма удачная.

– Пожалуй, не только в этом сезоне, а вообще в судьбе театра уникальным явлением я бы назвала музыкальный спектакль «Собор Парижской Богоматери».

– И это действительно так, в спектакль вложили не просто труд, а всю душу режиссер-постановщик Наталья Зубкова, композитор Евгения Сафронова, все их помощники, а особенно нас порадовали привлеченные к участию ребята – студенты факультета искусств Ставропольского госуниверситета. Рискнув вывести их на профессиональную сцену, мы ничуть не пожалели об этом. С какой мощной энергетикой они работают, с каким молодым задором!

– И зритель принял их безоговорочно, многие идут на спектакль еще и именно из-за этих талантливых ребят.

– Недаром спектакль стал безусловным лидером театрального сезона.

– Но ему на пятки наступает вскоре выпущенная комедия «Мужчины по выходным».

– А поначалу, признаться, некоторые коллеги называли пьесу едва ли не дешевкой… К счастью, оказалось, отнюдь не какая-то «клубничка», чего можно было ожидать уже по названию, а настоящая трагедия целого поколения. И наши актеры это сумели почувствовать и передать со всей силой мастерства и таланта.

– К тому же Валентин Бирюков отлично умеет делать такие вот очень точные психологически, непростые комедийные спектакли, объединяя вокруг себя актерский ансамбль.

– Благодаря чему спектакль до конца сезона шел с неизменным аншлагом, думаю, его жизнь продолжится и в следующем сезоне – желающих посмотреть очень много. Заметным в репертуаре стал и спектакль совсем иного плана: к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в рамках специальной федеральной программы при поддержке министерств культуры РФ и края, главы города Ставрополя мы выпустили постановку «Вера. Надежда. Любовь» по пьесе А. Арбузова «Домик на окраине». С участием – опять же удачным – студентов СГУ. Поразительно, как совсем юные ребята, знающие о войне лишь по книгам и рассказам, сумели прочувствовать и передать зрителю атмосферу того страшного и героического времени.

– Евгений Иванович, а что в течение сезона вызвало неудовлетворение, почему-либо не получилось?

– В творческом отношении, мне кажется, получилось все, что задумывалось. Разумеется, и спектакли бывают неравноценные, и мнения зрительские могут быть противоречивыми. Но нам показалось, что буквально все работы сезона трогали и публику, и актеров.

– Наверное, сыграло роль совпадение всех факторов – и приглашение маститого режиссера из Москвы, и удачное сотрудничество с СГУ, и благодатный драматургический материал. А более всего то, что театр обладает крепкой, высокопрофессиональной труппой.

– Вы совершенно правы, актерский состав в театре традиционно силен. Кадровое «наследство», оставленное нам корифеями, держится и укрепляется новыми поколениями. Есть замечательная молодежь, без которой заинтересовать сегодняшнего зрителя невозможно. И очень хорошо, что есть факультет искусств, где нам есть кого воспитывать и есть кому воспитывать.

– Под занавес сезона вы порадовали зрителя и такой изюминкой, как актерский бенефис.

– Да, в такой форме мы отметили присвоение звания заслуженного артиста России Александру Жукову. Вечер получился яркий, по-настоящему праздничный, наполненный интересными находками, на которые у нас вообще многие артисты мастера. Не случайно некоторые из них тяготеют к режиссерской стезе и пытаются делать на ней свои шаги, как заслуженный артист России Борис Щербаков, например.

– Плодотворный сезон имел и не совсем обычное завершение, насколько я знаю…

– Можно сказать, что сезон завершился триумфально благодаря появлению у театра мецената: ставропольским концерном «Энергомера» учрежден ряд премий деятелям театра – за лучшую режиссерскую, композиторскую, актерскую работы, причем не только в главных ролях. Торжественное вручение премий состоялось по окончании заключительного спектакля. Знаете, как замечательно, что наконец-то в крае появился такой меценат, понимающий значение театра. Это придает нам новые силы, актеры получили мощный стимул для совершенствования в своем творческом росте.

– Между тем театр уже живет делами и планами сезона следующего…

– Так и должно быть! Почти одновременно мы приступили к репетициям двух постановок – «Трактирщицы» Гольдони и пьесы современного драматурга Глеба Нагорного «Лайф. Лайф». Первую ставит Валентин Бирюков, на вторую пригласили режиссера Юрия Попова из Вильнюса. Пьеса с «иностранным» названием чрезвычайно любопытна тем, что она, по сути, о нас с вами, о наших проблемах и о том, как мы с ними боремся, там представлен своего рода срез всего нашего общества, причем в экстремальных ситуациях, высвечивающих характеры иногда абсурдные, невозможные, но вполне реальные. И очень интересно актерам показать эти характеры: кто из нас на что способен в ответственные минуты жизни… Этой постановкой мы открываем следующий, уже 166-й сезон.

– Будем с интересом ждать. А что еще в ваших творческих планах на осень?

– Подумываем над еще одной столь же интересной пьесой того же Нагорного, среди обсуждаемых худсоветом авторов Юрий Поляков, Уильям Шекспир, Редьярд Киплинг. Есть неплохой материал и у Михаила Новакова. Словом, мы постараемся не разочаровать нашего зрителя.

– Который живет не только в Ставрополе…

– Конечно, у театра немало поклонников в районах края, куда мы традиционно выезжаем с постановками. Как бы это ни было трудоемко для нас, мы понимаем, что это просто нужно делать! Собираем декорации, костюмы, нагружаем фуру реквизитом и едем туда, где нас ждут. Постоянный зритель у нас сложился в Невинномысске, Новоалександровске, Светлограде, Ипатово, Изобильном, Красногвардейском районе. Спасибо тамошним энтузиастам, друзьям театра, которые прилагают усилия для организации таких встреч земляков с живым искусством. А в августе поедем на гастроли в города Кавминвод, где тоже бываем регулярно.

Хотелось бы со страниц уважаемой газеты выразить признательность нашим зрителям за преданность театру. Из года в год мы приобретаем все больше добрых друзей, это для нас очень важно – значит, не зря работаем. Когда актер видит, что слово, произнесенное со сцены, возвращается из зрительного зала то ли улыбкой, то ли слезами, то ли просто многозначной тишиной, в такие минуты он остро чуствует, ради чего живет…

Наталья БЫКОВА

Побольше бы таких сезонов / Газета «Ставропольская правда» / 3 июля 2010 г.