Александр Манаков: Сильная пшеница пробьет дорогу на экспорт
Все ли в крае готово для успешного проведения страды? С этим вопросом «Ставропольская правда» обратилась к министру сельского хозяйства края А. Манакову.
– Вначале хотел бы напомнить, что уборочная площадь зерновых культур (без кукурузы, сорго и риса) в этом году – два миллиона гектаров во всех категориях хозяйств. В том числе в сельхозпредприятиях – полтора миллиона, – говорит Александр Васильевич. – Предвосхищая ваш вопрос о видах на урожай, замечу, что, к великому сожалению, погодные условия в период налива зерна сложились крайне неблагоприятно, а потому и урожайность, как показывают первые обмолоты, будет ниже прошлогоднего. В плане организации уборки, думаю, все будет нормально. Традиционно минсельхоз края в каждом муниципальном районе проводит предуборочные совещания, где тщательно и объективно анализируется готовность земледельцев к уборке.
– Много ли «варягов» в эту страду будут работать на хлебных полях края, я имею в виду привлеченные уборочные экипажи со стороны?
– В обмолоте хлебов запланировано участие 5,6 тысячи комбайнов. Без «варягов» мы пока обходиться не можем. Но их участие действительно многого стоит. Для сокращения сроков проведения уборки и нагрузки на собственные уборочные машины хозяйства всех форм собственности думают привлечь свыше тысячи зерноуборочных комбайнов из коммерческих структур Ставрополья и других регионов России.
Одной из основных проблем на сегодня по–прежнему остается высокая нагрузка уборочной площади на комбайн, которая составит в среднем по краю (с учетом привлеченных агрегатов) 158,5 гектара, что почти на одну треть превышает норму. Тем не менее за счет производительности труда уборочную кампанию планируется провести за 14 рабочих дней.
Нельзя забывать и о других, не менее важных сопутствующих работах, формирующих будущее – урожай уже 2011 года. В сельхозпредприятиях края намечается провести сволакивание соломы почти на двухстах тысячах гектаров – это 12,9 процента уборочной площади, против 205,8 тыс. га в 2009 году и 231,8 тыс. га в 2008 году. Не менее важными агротехническими приемами являются лущение стерни, которое будет выполнено на 603,4 тыс. га, и подъем полупара – на 471,2 тыс. га. Своевременность проведения этих работ положительно повлияет на повышение уровня влагообеспеченности почв, снижение засоренности последующих посевов и качество подготовки почвы.
– А как обстоят дела с обеспеченностью горюче–смазочными материалами, ведь это один из залогов успешного, бесперебойного проведения страды?
– Хочу сразу отметить обеспеченность сельхозтоваро–производителей горюче–смазочными материалами находится на достаточно высоком уровне. В настоящее время на нефтебазах сельхозтоваропроизводителей запасено 45 тысяч тонн дизельного топлива и 7,4 тысячи тонн бензина А–76. В целом по краю для проведения уборочных и сопутствующих работ в июне–июле заложено 76 и 73 процента соответственно.
Напомню, в рамках постановления правительства Российской Федерации селянам края для выполнения сезонных полевых работ в этом году цены на «горючку» установлены со специальной десятипроцентной скидкой от оптовых цен на ГСМ, сложившихся в крае на конец прошлого года. Теперь они составляют 14400 рублей за тонну дизельного топлива и 18450 рублей за тонну бензина. За время действия программы начиная с марта крестьянам края такая государственная поддержка позволила уже сэкономить 180,5 миллиона рублей.
– Есть ли проблемы с размещением и сохранностью зерна нового урожая?
– На протяжении нескольких лет с такой проблемой край, слава богу, не сталкивается. В Ставропольском крае общий объем мощностей элеваторов по хранению зерна и масличных культур – 2358,1 тыс. тонн. Кроме того, более 324 тысяч тонн могут храниться в емкостях на погрузочных площадках. В настоящее время объем зерна, находящегося на хранении, составляет 856 тысяч тонн – чуть больше одной трети, из которого 614 тысяч тонн приходится на зерно интервенционного фонда и 19 тысяч тонн – регионального. Подготовка материально–технической базы элеваторов края проводится в плановом режиме, сейчас она завершается. Кроме того, складские емкости сельхоз–организаций края позволяют разместить более 7,4 млн тонн. Так что, как я уже сказал, проблем с сохранностью нового урожая в крае не будет.
– Александр Васильевич, а каковы, на ваш взгляд, перспективы реализации зерна и продуктов его переработки, насколько краевой рынок зерна зависим от отечественного и тем более мирового? Ставрополье ведь испокон веков один из сильнейших зерновых регионов страны.
– Вы задали, пожалуй, самый трудный вопрос. Сегодня он всех нас волнует, но однозначно на него ответить сложно. Анализируя опыт прошлого года и складывающейся ситуации на зерновом рынке накануне уборки урожая в этом году, могу отметить: резкого увеличения цены на зерно не будет. В этой связи мы должны делать адекватные выводы, выстраивая работу по формированию рынка зерна не только с учетом цен, предлагаемых покупателем, но самое главное – целенаправленно искать свою нишу для реализации зернопродуктов с максимальной выгодой.
Остановлюсь на главных направлениях возможного сбыта. На внутреннем рынке можно реализовать зерно продовольственное и фуражное, а экспорт сегодня требует сильное зерно – первого и второго класса. Особо подчеркну, что требования по качеству со стороны стран-импортеров по ряду параметров значительно выше российских. Но и цена за сильное зерно, естественно, значительно выше, она колеблется от 255 до 300 долларов за тонну. Так что сельхозпроизводителям надо оперативно при подработке урожая формировать партии из сильного зерна, чтобы можно было продать за рубеж. Содействие и помощь в этом вопросе могут оказать в Ставропольском филиале ФГУ «Центр качества зерна».
– Наш край выращивает достаточно зерна для собственных нужд, также Ставрополье обладает мощным экспортным потенциалом. Насколько он задействован сегодня, что мешает проведению более активной экспортной политики?
- Все упирается в качество. По данным Ставропольского филиала ФГУ «Центр оценки качества зерна», за период с июля 2009 года по май 2010-го по выданным сертификатам качества отгружено 2,1 млн тонн, в том числе в порты для дальнейшей отгрузки на экспорт – 1662 тыс. тонн. Внутри России – 107,5 тыс. тонн. При подтверждении соответствия качества и безопасности за этот сельскохозяйственный период специалистами филиала выявлено 255 тысяч тонн некачественного зерна. Главная причина – отсутствие государственного контроля за правильностью хранения. Объемы испорченной продукции с каждым годом увеличиваются. При этом необходимо отметить, что отгружаемое на экспорт зерно отвечает всем российским требованиям, но зачастую не соответствует зарубежным.
В настоящее время остается актуальной отгрузка на экспорт по такому показателю, как поврежденность клопом-черепашкой. Поскольку этот показатель не регламентирован российским ГОСТом, соответственно и размещение на предприятиях по партиям от его процентного содержания не ведется. Потому-то отдельные партии бракуются. Так что при подготовке зерна к реализации на экспорт необходимо учитывать прежде всего этот важнейший нюанс.
Конечно, внутренняя и внешняя реализация продукции – это хорошо. Но есть и еще одно, третье, немаловажное направление возможного успешного сбыта – животноводство и птицеводство, которые должны стать основными потребителями зерна, что, в свою очередь, значительно повысит экономическую целесообразность его производства.
Хочу подчеркнуть, что цена не только зерна, но и всей сельхозпродукции в значительной мере зависит от экономической политики руководителя предприятия. Современный руководитель обязан оперативно и эффективно работать на рыночном пространстве, используя в том числе и коммуникационные электронные средства. В крае многие руководители работают именно в таком режиме.
В заключение хочу сказать, что уборка урожая – это венец годовой работы сельхозорганизаций края и, естественно, самый напряженный и ответственный период в жизни нашей отрасли. Учитывая непростое нынешнее время, хочу пожелать в эту страду сельским труженикам хорошей погоды, высокого урожая, достойной цены, здоровья и благополучия семьям. В добрый путь!
23 июня 2010 года