Весенний призыв в Изобильненском районе идет нелегко
Впервые органы военного управления проводят призыв «в новом облике»: районные военкоматы стали отделами краевого военного комиссариата. Весь персонал – люди гражданские. Это тоже накладывает определенный отпечаток на деятельность сотрудников.
- Не могу заставить себя выйти на построение призывников в цивильном костюме, – говорит начальник отдела полковник запаса З. Джгаркава,- команду подать – и то неудобно. Хорошо, что уволили с правом ношения военной формы…
Зураби Сергеевич за двадцать шесть лет прошел все ступени воинской службы: солдат, сержант, прапорщик, офицер. Лейтенантом стал в двадцать восемь, когда сверстники уже примеряли майорские погоны. Трижды побывал в «горячих точках». О тяготах и лишениях знает не понаслышке. Как мне кажется, нововведения ему не особенно по душе, но приказы и распоряжения в военном ведомстве обсуждать не принято, надо работать.
- На нынешний день через призывную комиссию прошли более восьмисот человек, – рассказывает Джгаркава. – Из них на краевой призывной пункт будет отправлено только триста восемь парней. «Отсев» очень велик…
Здоровье молодежи оставляет желать лучшего: плоскостопие, разного рода психические расстройства, очень много астматиков. Итог нерадостный – восемьдесят ребят освобождены от прохождения службы.
Есть и такие молодые люди, которых призывать вообще не имеют права: они приходят на комиссию с военными билетами, свидетельствующими о том, что владельцы этих документов уже прошли службу в армиях иностранных государств. В основном это уроженцы Армении. Их более сотни.
Подначиваю полковника: небось, купили парни военные билеты?
Оказывается, ошибаюсь: посылали из военкомата запросы и в минобороны, и в военную прокуратуру Армении – служили ребята. По два года. И плац мели, и картошку чистили, и сан-узлы драили. Штраф за уклонение от исполнения воинской обязанности в республике (если на российские деньги считать) составляет двести тысяч рублей. У нас (для сравнения) от пятнадцати до тридцати тысяч…
И условия у наших бойцов комфортные: подъем в семь часов, два часа послеобеденного сна, никаких хозработ, два выходных, а все равно «уклонистов» немало – только в Изобильненском районе их около восьмидесяти. Правда, злостных, которые сознательно пытаются откосить от армии, совсем немного. Большинство можно назвать «уклонистами» по глупости.
К примеру, парень слаб здоровьем, и родители, боясь, что его призовут на службу, отправляют его куда-нибудь к черту на кулички, чтобы «пересидел» до двадцати семи лет. Таких приходится разыскивать с помощью милиции, привлекать к административной, а то и к уголовной ответственности. Насколько проще пройти комиссию, представив ее врачам документы, свидетельствующие о недугах. Отбор сегодня жесткий. И тех, кто допускает призыв нездоровых молодых людей в армию, по головке не гладят.
Еще одна проблема – студенты, что учатся вдали от родного дома. По закону они должны в трехмесячный срок сняться с воинского учета и зарегистрироваться в военкомате по месту временного проживания. По незнанию или в расчете на русское «авось» этого не делают. И получают крупные неприятности, вплоть до отчисления из вуза…
Интересуюсь: много ли хлопот с местными учащимися?
Здесь, оказывается, полное взаимопонимание. От армии большинство ребят отлынивать не собираются. Со своей стороны, сотрудники военкомата делают все, чтобы будущие бойцы закончили университеты, колледжи и школы. В армии нужны грамотные специалисты.
Продолжаем с полковником разговор о «грамотности», вернее, об уровне готовности призывников к службе. За год из вчерашнего школьника сделать толкового бойца крайне сложно. Начальная военная подготовка в школах пока еще слаба. А вот возрожденный ДОСААФ уже работает довольно результативно: только в Изобильном этой организацией подготовлены десятки водителей. Призывникам и их родителям это не стоило ни копейки. Наоборот,за каждый день учебы военкомат выплачивает парням суточные – сто рублей. Особые привилегии связистам. Готовят их в Ставрополе. Военное ведомство даже поднаем жилья организовывает…
В конце беседы возвращаемся к тем самым тремстам призывникам, которые уже отобраны для службы в силовых структурах. Часов-то закуплено более пятисот. Удастся ли выполнить план?
Полковник Джгаркава в успехе уверен: при всех имеющихся трудностях в воинский строй придет достойное пополнение, ни одни часы не останутся без хозяина.
4 июня 2010 года