15:39, 26 мая 2010 года

Интернет-сервисом налоговой службы воспользовались 69 тысяч жителей Ставрополья

-Сначала о конкретных цифрах. За первый квартал этого года задолженность по имущественным налогам физических лиц возросла на 25% и превысила миллиард рублей. По нашим данным, в Ставропольском крае должниками являются 65% плательщиков земельного налога, 53% плательщиков налога на имущество физлиц и 62% - транспортного налога.

Согласитесь, это солидные долги. Имущественные налоги – это серьезный потенциал пополнения муниципальных и краевого бюджетов. Мы совместно со службой приставов проводим целый комплекс мероприятий, направленных на их взыскание. Организованы акции на станциях техосмотра, сведения о задолженности физлиц направляются их работодателям, списки должников помещаются на нашем сайте, а в дальнейшем планируются к опубликованию и в СМИ. Особенно активно используется инструмент взыскания задолженности за счет имущества должников.

Отпускной сезон уже начался, и перед поездкой за границу каждому необходимо лишний раз проверить, не числится ли за ним задолженность по налогам, иначе отдых может быть испорчен. Приставы, оперативно получающие от нас сведения по долгам, вправе ограничить должнику выезд за границу.

- Налог уплачивается после получения гражданином соответствующего уведомления. Довольно часто приходится слышать, что «квиточки» не доходят до адресатов...

- Это действительно серьезная проблема. Отправляя уведомление заказным письмом, мы не можем быть уверены, что оно дойдет налогоплательщику. Почтальоны разносят уведомления в течение рабочего дня, когда большинство граждан отсутствуют. А некоторые даже намеренно избегают получения уведомлений, надеясь, что это избавит их от уплаты налогов.

Не отрицаю обязанность налоговой инспекции вручить уведомление. Однако граждане не лишены права при отсутствии налогового уведомления самостоятельно обратиться в налоговый орган с просьбой о выдаче его на руки. Это не только моя позиция как должностного лица. Есть определение Конституционного суда России, оно было вынесено по жалобе гражданина, который, не получив налоговое уведомление и своевременно не уплатив налог, оспаривал взыскание с него недоимки.

Поэтому проблема с уплатой имущественных налогов заключается не только в адресной доставке корреспонденции, но и в воспитании налоговой культуры людей, убеждении их в необходимости иметь статус добросовестного налогоплательщика. Мы настоятельно рекомендуем собственникам транспортных средств и недвижимости самостоятельно выяснить, не должны ли они государству. Сейчас это сделать очень просто: на нашем сайте www.r26.nalog.ru можно «кликнуть» баннер «Узнайте вашу задолженность» и заполнить обязательные реквизиты.

- Сегодня на рынке предоставления юридических услуг широко рекламируются предложения по сопровождению судебных споров с налоговыми органами, в том числе и в вопросах взыскания задолженности с физических лиц. Гарантируется стопроцентный выигрыш и освобождение от уплаты налогов. Это действительно реально?

- Эти юристы упирают на то, что мы, к сожалению, не всегда можем доказать факт вручения налогоплательщику соответствующего уведомления. Я призываю ставропольцев не пользоваться такими услугами и хочу предупредить о том, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного Гражданским кодексом общего срока исковой давности в отношении выявления налоговым органом недоимки. Да и по Налоговому кодексу нет сроков, по истечении которых долг гражданина перед казной может быть «списан». Поэтому, оплатив услуги предприимчивого юриста, в ближайшей перспективе вы можете вполне получить налоговое уведомление, в котором будут предъявлены налоги как минимум за три налоговых периода, то есть за три года. И налог все же придется заплатить.

- При использовании сервиса «Узнайте свою задолженность» обязательными для заполнения являются поля с фамилией, именем и ИНН. Возможно ли представление информации о долгах в более упрощенном виде, например, без указания ИНН?

- Сразу отмечу, что вводимые налогоплательщиком персональные данные обязательно шифруются и передаются на сервер ФНС России по защищенному каналу. ИНН применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов и служит для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков и защиты их персональных данных. Потому вряд ли есть смысл менять нынешнюю форму сервиса.

- Этой услугой уже воспользовались 69 тысяч ставропольцев. Многих интересует, насколько быстро сведения об оплате задолженности появляются на сайте.

- Оплата задолженности по документу, сформированному с помощью сервиса, является гарантией выполнения обязательств перед бюджетом с момента принятия банком платежного поручения. В настоящее время срок прохождения информации об уплате налогоплательщиком задолженности по сформированным в Интернете платежкам от банка до налогового органа не превышает 14 дней. Таким образом, уплатив задолженность, актуальную информацию на сайте можно увидеть в пределах двухнедельного периода.

- Кстати, бывают же случаи, когда налогоплательщики не согласны с суммами задолженности, показанными на сайте?

- Предлагаемый к использованию сервис в том числе является инструментом контроля общества за достоверностью и полнотой данных о налоговых обязательствах граждан. В любой момент, придя в налоговую инспекцию, физическое лицо может удостовериться в правильности начисления сумм налогов, представить информацию об отчуждении имущества либо его приобретении, о каких-то льготах, которые не были учтены, и т.д. С целью уточнения информации о суммах или причинах возникновения задолженности следует обращаться в инспекцию по месту учета. Напоследок отмечу, что мы стремимся улучшить качество обслуживания налогоплательщиков, поэтому обо всех случаях некорректного поведения со стороны наших инспекторов просим сообщать на телефон доверия (8652) 35-65-63.

«Налоги списанию не подлежат»
Газета «Ставропольская правда»
29 мая 2010 года