Тайну захоронения советских солдат раскрыл дневник воина СС
Добирались очень медленно - дети ехали на подводах, а взрослые помогали колхозникам гнать стадо коров. Ночевали в степи, рядом с дорогой. Через два дня возле Невинномысска дядя вгляделся вдаль и закричал:
- Немецкие танки! Все бегите через дорогу в лесополосу, уводите с собой скот и забирайте подводы!
В укрытии прятались до сумерек, а по дороге все двигались и двигались фашистские войска: танки, бронетранспортеры, легковые и грузовые машины, мотоциклы. Когда проехали румыны на фургонах, запряженных шестерками упитанных лошадей, мы рискнули выбраться на дорогу и вернуться домой. Встречаться с захватчиками боялись, потому что знали — они расстреливают тех, кто пытался эвакуироваться. Ехали несколько ночей, объезжая станицы и хутора, ночуя на полевых станах и кошарах. Поздно вечером восьмого августа оказались в родной Григорополисской и увидели пятерых погибших красноармейцев возле разбитого орудия.
Позже от нашего дедушки, находившегося все эти дни в станице, узнали, что фашисты разбомбили школу и несколько зданий. Вели огонь из минометов и орудий по жилым домам. Одна из мин попала в крышу нашей хатенки. Нас поразило то, что сказал староста Алимов, дескать, немцы запретили хоронить погибших при защите Григорополисской красноармейцев под страхом смерти. Однако кто-то из местных жителей не побоялся запрета и ночью предал земле советских солдат.
В оставшейся невредимой половине школы враги устроили конюшню для лошадей-тяжеловозов. А там, где в мирное время находился самый большой сельский цветник, тянулись немецкие могилы. Я насчитала их 27. На каждой надписи готическим шрифтом и... каски. Тогда мне в голову пришла мысль, что пятеро наших солдат и одно орудие не могли уничтожить столько немцев, ведь те были хорошо защищены броней военных машин.
В 1962 году, когда в станице строили водопровод, рабочие обнаружили в земле двух захороненных советских солдат. Документов при них не было. Кто они, как погибли и кто их захоронил? Тайна была раскрыта только 30 лет спустя. Выпускник Григорополисской школы Юрий Орлов, аспирант военной академии, работал над диссертацией о Великой Отечественной войне. В архиве он разыскал немало немецких документов той поры, перевел их на русский и прислал мне в Москву, где я уже живу много лет. Так вот, в дневнике гауптштурмфюрера СС дивизии «Викинг» Иоганесса Мюлленкампа оказались записи, рассказывающие о том дне, когда они подошли к Григорополисской. Внезапно начался артобстрел с противоположного берега Кубани, вспоминает эсэсовец. Огонь был настолько точен и интенсивен, что нанес гитлеровцам огромный ущерб. Ясно было, где-то рядом работает советский корректировщик. Фашистский офицер послал группу для розыска красноармейца. Но их оказалось двое, и обнаружили их на самой высокой точке станицы — в полуразрушенной церкви. Советские воины были окружены, но сражались до последнего патрона. Фашист написал в своем дневнике, как он восхищен стойкостью и мужеством красноармейцев, и приказал похоронить их на месте гибели: «Конечно, мы врагов не хороним, но эти враги были героями, а героев надо уважать» - такие строки занес в собственный дневник Мюлленкамп.
Так и открылась одна из тайн страшной войны.
15 мая 2010 года