10:30, 30 апреля 2010 года

На выставке «Память» представлены легендарные художники Ставрополья

По сюжетам и технике исполнения картины очень разные, и все же все вместе оставляют впечатление непридуманной гармонии правды жизни. Как пронзителен контраст внешнего сюжета и огромной силы внутреннего напряжения в полотне Николая Авсаджанова (сына) «Салют Победы»: женщина, уронив голову на стол, одиноко плачет, рядом граненый стакан с кусочком хлеба на нем, а где–то вдали – за окном – полыхает зарница яркого праздничного салюта. Горький вдовий праздник... Нельзя пройти мимо «Женщин 45 года» Светланы Дмитриевой: тут и внешнее отражение темы поражает – образ ушедшего на фронт солдата остался лишь бесплотной тенью в безутешных воспоминаниях женщины, «обнимающей» эту дорогую тень...

А как необычна по сюжетному решению «Кавказская панихида» Василия Полякова, сделавшего главным персонажем Георгия Победоносца: тут многое переплелось воедино – и классический образ победителя, и его духовный предтеча, и радостная гамма красок, и все–таки – панихида... Не менее глубокой увиделась и работа Владимира Грибачева «Аллегро Фуриозо»: пожилой грустный музыкант играет на скрипке вслед уходящим в вечность солдатам, а на стене старый плакат военного времени с нечаянно–красноречиво полуразорванным портретом Сталина и надписью «Мы победили!». А насколько точен в изображении военного эпизода Виктор Дибров (сам не успевший по возрасту повоевать) в картине «На защиту Марухского перевала»: усталая лошадка изо всех сил тянет по узенькой горной тропе телегу с орудием, солдаты помогают, и в каждой фигуре – неимоверное напряжение, как главный человеческий мотив той войны...

Выставка посвящена 65–летию Победы. Как подчеркнул, открывая ее, председатель правления краевой организации Союза художников России Сергей Паршин, художники, как и многие деятели культуры, не остались безучастными к этой дате. А мастера кисти Ставрополья тоже прошли свой боевой кровавый путь, немало пережили, при этом продолжая оставаться художниками. Они умудрялись творить даже в окопе или землянке. Живые свидетельства – рисунки из фронтового альбома Павла Гречишкина... А вернувшись с войны, они с особенной силой утверждали своим творчеством Жизнь! Великое, могучее племя – скажет о них инициатор выставки заслуженный художник России Алексей Соколенко:

– Крепкие были ребята. Но сами–то они уже не могут о себе рассказать, сделать это наш долг, их учеников. Многое вспоминается из тех лет, когда довелось рядом с ними работать, общаться... Вот посмотрите на «Баню в госпитале» Георгия Авсаджанова – ведь он писал это не по рассказам, а сам прошел, я видел на его руке огромный шрам – след от ранения... Георгий Кузнецов навсегда запомнился добрейшей души человеком, и тоже – весь в шрамах, горел в танке. Помню светлого Корюна Казанчана – как он замечательно пел своим бархатистым голосом! Рядом работы его жены Зарины, которая на войне была сестрой милосердия в госпитале. А буквально накануне открытия выставки мы нашли в фондах Союза художников вот эту чудесную, хоть и запыленную, мозаику Анатолия Роженкова «Солдат страны Советов», автор ее был сыном полка, в 45–м в числе первых переправился через Одер, награжден орденами Ленина и Красной Звезды. Кстати, его прекрасная мозаика и сегодня украшает здание Дома связи в Ставрополе. О каждом художнике–ветеране можно много рассказать...

С особым вниманием слушали гости слова одного из таких мастеров – Владимира Шегедина. Его речи предшествовали преподнесенные ветерану «фронтовые сто грамм» – для храбрости! Впрочем, на фронте храбрость их подкреплялась вовсе не этим…

– Для меня эта выставка – память о товарищах. Уже ушедших, но оставивших нам свои прекрасные картины, которыми люди будут любоваться еще много лет, – сказал Владимир Александрович. – Хорошая получилась выставка. Радостно, что в ней участвуют и те, кто помнит Великую Отечественную, и совсем молодые ребята. Значит, никто не забыт, и ничто не забыто.

Владимир Шегедин прошагал свой нелегкий боевой путь, начавшийся в 1942 году с Житомирского пехотного училища, куда он поступил 18–летним юношей. Вот только времени на учебу почти не было! И вскоре необстрелянные мальчишки с противотанковыми ружьями уже оказались на передовой, на каждый ПТР – всего по 20 патронов. Так они сдерживали танки Гудериана. После контузии, едва поправившись, попал солдат в новое пекло – полгода шла битва за Кавказ, полегло в ней почти полтора миллиона солдат. Зато когда началось долгожданное наступление, он в числе первых ворвался в родной Ставрополь. Были несколько ранений, госпиталь, снова фронт, дороги и города Румынии, Венгрии, после освобождения которой на груди солдата появилась медаль за Будапешт. А Победу встретил в другой столице – австрийской Вене. Вот такое «путешествие» длиной в годы. И уже рвалась к мольберту душа: окончив Московский институт, В. Шегедин преподавал в Краснодарском училище, а через десять лет вернулся–таки в Ставрополь. Где родился – там и пригодился, – улыбается ветеран.

Работы Владимира Шегедина в этой экспозиции выделяются особой цветовой гаммой – сочной, напоенной солнцем и каким–то очень радостным, почти детским восприятием мира. Таков написанный им портрет земляка, Героя Советского Союза Григория Рябушко: отважный летчик предстал неожиданно юным, словно «подсмотренным» в минуту затишья между боями, мечтательно–безмятежен взгляд, и кажется – нет никакой войны... Им, видевшим мрачные краски войны, всегда и страстно хотелось светлых красок мира! И потому здесь можно увидеть знаменитый «Ставропольский хлеб» К. Казанчана, «Новую квартиру» Зары Казанчан, «Урожай» Бориса Болдырева...

Абсолютно прав в своих выводах Сергей Паршин: выставка «Память» и после завершения ее экспонирования обязательно должна быть сохранена в виде подробного каталога, снабженного воспоминаниями о художниках–фронтовиках. А еще нельзя не согласиться и со словами С. Паршина о том, что, раскрывая творчество живописцев, графиков, скульпторов военного времени, выставка одновременно побуждает нынешних художников задуматься над тем, «какое искусство делаем мы сегодня, что останется после нас». Руководитель краевой организации СХ предложил «на фоне этой выставки», отталкиваясь от увиденного на ней, провести круглый стол с участием широкой творческой интеллигенции края, чтобы всем вместе поразмышлять о своем времени, о преемственности традиций и о роли Художника в жизни общества. Очень хорошее, по–моему, предложение. Ведь Память достойна не только парадных – тоже важных! – мероприятий, но и умного взгляда на нашу историю, историю культуры в том числе.

«Непридуманная гармония правды»
Газета «Ставропольская правда»
30 апреля 2010 года