Александр Мукомолов о человеческой безопасности на Северном Кавказе
С удовлетворением констатирую, наконецто в нашей стране заговорили не о безопасности вообще и в общем, а об отдельных и конкретных ее аспектах.
Итак, человеческая безопасность. Миротворческая миссия имени генерала Лебедя, фонд «Форум по раннему предупреждению и раннему реагированию Евразия» и Швейцарский фонд мира (Swisspeace) в рамках проекта «Гуманитарный диалог по укреплению человеческой безопасности на Северном Кавказе» провели в Москве круглый стол на тему «Срочные меры по укреплению человеческой безопасности на Северном Кавказе».
Проблему обсуждали представители фондов, органов власти, экспертного сообщества и неправительственных организаций республик Северного Кавказа, руководитель Миротворческой миссии имени генерала Лебедя Александр Мукомолов, председатель совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в России Геше Карренброк и другие. Говорили о срочных превентивных мерах по укреплению человеческой безопасности, которые может и должно предложить гражданское общество президенту РФ и полномочному его представителю в СКФО, федеральным органам государственной власти в регионах.
Участники круглого стола отметили: положение с уровнем человеческой безопасности на Северном Кавказе (особенно физической) ухудшается. И для улучшения текущего положения дел необходимо преодоление последствий прошлых конфликтов, включая поиск и захоронение останков без вести пропавших. Эти задачи могут быть решены только в ходе гуманитарного диалога. Он должен быть достаточно широким по темам. Это и дерадикализация молодежи, и укрепление законности при применении силовых методов, и розыск без вести пропавших, и психосоциальная реабилитация пострадавших в конфликтах и их родственников, и независимый и профессиональный общественный мониторинг ситуации в регионе.
Были намечены и основные меры по налаживанию на Северном Кавказе такого диалога.
*****
После возвращения из Москвы Александр Мукомолов дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Ставропольской правды». В частности, он отметил озабоченную позицию Эллы Памфиловой, которая предложила немало мер для развертывания гуманитарного диалога. Причем она настаивает на том, что их нужно принимать немедленно.
А вы, Александр Федорович, поддерживаете такую точку зрения?
Безусловно. Промедление уже просто недопустимо. Ведь ситуация на Северном Кавказе экстраполируется на всю Россию. Наши проблемы трагически «аукаются» в других регионах. Правоохранительные органы сейчас работают в усиленном режиме. Но все время в таком режиме существовать невозможно. Вернее, возможно только существовать. А Северный Кавказ и живущие здесь граждане России должны жить полноценно и безопасно.
Что же, по вашему мнению, нужно сделать в первую очередь?
Первое и главное, на мой взгляд, условие безопасности изъятие из незаконного оборота оружия и боеприпасов. Из классики даже незаряженное ружье один раз стреляет. А сколько на Кавказе оружия!
Много, это все знают. Но как его изымать?
Всеми доступными способами. Для начала нужно перекрыть каналы поступления нелегального оружия. Надо также начать выкупать оружие. Небольшой опыт, который уже был в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, показывает, что это очень эффективно. Конечно, понадобится внести изменения в законодательство. Ведь сейчас при сдаче оружия предусматривается официальная фиксация сдающего в правоохранительных органах. Думаю, хотя бы временно можно принимать оружие на условиях анонимности. Скажем, до тех пор, пока не изымем его на Северном Кавказе максимально.
Вы сказали «изымем», то есть миротворческая миссия имени генерала Лебедя тоже будет участвовать в этом?
Хотелось бы. Я убежден в том, что в процессе изъятия оружия могут участвовать многие институты гражданского общества. Что касается нашей миссии, то мы уже это делали. Могут помочь в этой работе и представители конфессий. Мировая практика показала: им доверяют владельцы нелегального оружия, и с ними могут работать правоохранительные органы.
На круглом столе особо подчеркивалось, что необходимо начать розыск без вести пропавших на Северном Кавказе. Как я понимаю, речь идет не только о чеченских кампаниях, но и о регионе в целом?
Многие даже не представляют, о каком количестве людей идет речь. По нашим данным, без вести пропали в последние годы семьвосемь тысяч человек. Список размещен на сайте нашей миссии. Конечно, в основном это мирные жители, и это Чеченская Республика. Но среди пропавших и 600 военнослужащих. Проблема не только злободневна, она уже перезрела. А мы предлагаем реальные механизмы для ее решения.
Есть информация, что в Москве у вас состоялись переговоры с представителем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в России Геше Карренброк. О чем шла речь?
В июне наша миссия организует обсуждение проблем вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. Госпожа Карренброк обещала рассмотреть вопрос об участии представителя УВКБ ООН в нашем мероприятии. Может, помощь этой организации окажется реальным подспорьем для этих людей.
27 апреля 2010 года