Добровольное страхование жилья: что от него ждать
Первым делом мы обратились в городской расчетный центр. Юрисконсульт СГРЦ Елена Титаренко сообщила, что новая услуга по страхованию жилья – дело исключительно добровольное: собственник может не оплачивать ее. Инициатором продвижения этой программы в Ставрополе выступила коммерческая структура – ЗАО «ГУТА–Страхование» (Москва), а точнее ее ставропольский филиал. Что касается правовой стороны вопроса, в частности, отсутствия договора на оказание страховой услуги, то, по словам Е. Титаренко, компания выступила с публичным договором, разместив информацию о своем предложении в СМИ, что допускается Гражданским кодексом. То есть для того чтобы застраховать свою квартиру от различных напастей, требуется лишь поставить подпись рядом с соответствующей строчкой в бланке и оплатить 1,5 рубля за квадратный метр жилья. За более подробной информацией она посоветовала обратиться непосредственно в «ГУТА–Страхование».
Звоним туда. Да, действительно, компания вышла на рынок Ставрополя с новым предложением, говорит начальник управления по продажам и развитию Ставропольского филиала Светлана Соболь. Картину она обрисовала поистине благостную: за несколько десятков рублей в месяц квартира страхуется практически от всех видов возможных напастей – начиная от пожара и заканчивая стихийным бедствием. А выплаты при наступлении страхового случая достигают прямо–таки заоблачных высот – до 15 тысяч рублей за «квадрат». И что самое привлекательное: со слов С. Соболь, собственнику не нужно предпринимать особых усилий, чтобы получить возмещение. Акт о наступлении страхового события от соответствующей службы (скажем, пожарной в случае возгорания и управляющей компании в случае затопления), один звонок в страховую компанию и заявление на получение выплаты – вот в принципе и все, что от него потребуется. Согласитесь, весьма заманчивое предложение.
Однако возникает как минимум несколько вопросов относительно предлагаемой программы. Во–первых, почему в платежках не указаны адреса и телефоны страховой компании, которая ее реализует. Ведь по закону о защите прав потребителей исполнитель услуг должен предоставить полную информацию о себе. По версии С. Соболь, это не более чем недоработка СГРЦ, которая будет вскоре устранена.
Во–вторых, кто будет контролировать деятельность страховщика в Ставрополе? Подобные программы реализуются во многих регионах. И, как правило, муниципалитет принимает в них активное участие. Скажем, в Москве, где эта практика насчитывает уже более 10 лет, именно местные власти привлекли страховые компании на рынок жилья. Право страховать квартиры в том или ином районе страховщики получали на конкурсной основе, а обязанности по осуществлению контроля за их деятельностью были возложены на специально созданную службу – городской центр жилищного страхования.
В Ставрополе, как выяснилось, отслеживать работу ЗАО «ГУТА–Страхование» и защищать в случае чего права потребителей пока не берется никто. Представители комитета городского хозяйства администрации краевого центра, управления Роспотребнадзора по СК, а также регионального минэкономразвития, на который сослалась С. Соболь как на орган, который дал добро на вхождение компании на рынок Ставрополя, в один голос заявили, что никакой ответственности за реализацию программы добровольного страхования жилья не несут. Это обязанность Федеральной службы страхового надзора, ближайшее территориальное отделение которого находится в Ростове–на–Дону. Соответственно, в случае возникновения претензий к работе страховой компании найти на нее управу будет сложновато.
И, наконец, что касается значительных сумм компенсаций, о которых заявляет «ГУТА». Не подвергая сомнению честность намерений этой компании, замечу: в федеральных СМИ не раз уже проходили сюжеты о том, что по программам добровольного страхования жилья бывает крайне сложно получить выплаты, адекватные масштабам страхового события. Обычно пострадавшим выплачивается сущий мизер, не покрывающий реальных расходов на восстановление интерьера.
14 апреля 2010 года