Ветеранам Великой отечественной отказали в жилье в Ессентуках
В прошлом году, аккурат накануне 64летия Великой Победы, администрация города исключила 85летнюю Елену Ивановну и 87летнего Владимира Михайловича из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Несмотря на то, что на каждого из членов этой семьи приходится всего... девять квадратных метров жилой площади.
Как сельди в бочке
Только так можно охарактеризовать жилищные условия многочисленной семьи Кандауровых, долгое время ютившихся в крошечной двухкомнатной квартирке, полученной еще в 1960 году: на 40 квадратных метрах общей площади проживали старики Кандауровы, их сын, невестка и трое внуков. В 1986 году старшие Кандауровы, как ветераны Великой Отечественной, были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Тогда мы были в очереди под номером 1345, рассказывает Елена Ивановна. И все ждали как манны небесной, когда же нам дадут жилье. В 1989 году невестка, не выдержав тесноты и неудобств, забрала внуков и уехала из края.
Шли годы, менялись режим и власть, а Кандауровы все ждали более просторных квадратных метров. После того как пару лет назад президент России объявил, что обеспечение ветеранов жильем приоритетная задача государства, Елена Ивановна и Владимир Михайлович воспрянули духом. Старики полагали, что теперь дело сдвинется с мертвой точки шутка ли, сам глава государства распорядился. Но скоро только сказка сказывается, да не скоро чиновниками дело делается.
Подходящую квартиру администрация Ессентуков все никак не могла нам подыскать, говорит Елена Ивановна. А в апреле прошлого года в жилищном отделе администрации сказали, что вместо жилья нам с мужем положена субсидия: мол, соберите документы, мы вам дадим деньги 886 тысяч на двоих, а уж вы сами купите себе жилье. Мы и тому были рады подыскали подходящую квартирку. Договорились о куплепродаже и подали документы на получение субсидии в администрацию. Однако вместо денег получили известие, что постановлением главы города от 5 мая 2009 года мы сняты с жилищной очереди и восстановлены в ней быть не можем.
Такой шаг администрация Ессентуков мотивировала тем, что, дескать, в 1991 году (то есть через пару лет после того, как вместе с детьми из квартиры съехала невестка Кандауровых) на оставшихся членов семьи приходилось по девять метров жилой площади аккурат такую норму устанавливали действующие на тот момент Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ставропольском крае. А значит, никакого права претендовать на новые квадратные метры Кандауровы ныне не имеют.
Удар
Известие о том, что они «выброшены» из очереди, стало для стариков Кандауровых настоящим шоком. Все их попытки пробиться на прием к главе города за разъяснением, почему это они вдруг стали «ветеранами второго сорта», не увенчались успехом. Тогда за помощью они обратились в аппарат Уполномоченного по правам человека.
На мой взгляд, принимая в мае прошлого года решение об исключении супругов Кандауровых из очереди на улучшение жилищных условий, администрация города по неведомым причинам применила к ветеранам давно утратившие силу акты, уверен Уполномоченный по правам человека в СК Алексей Селюков. Ведь что получается люди простояли 23 года в очереди. Причем последние 20 лет число жильцов и соответственно количество квадратных метров на каждого в квартире не менялось, о чем, несомненно, были прекрасно осведомлены чиновники жилотдела администрации, в чьи обязанности входит ежегодный пересмотр списков очередников. Почему Кандауровых не сняли с очереди в 1991 году, когда по существующим тогда нормативам они не считались нуждающимися? А спохватились и исключили лишь почти два десятка лет спустя, причем когда социальная норма жилья стала в два раза больше тех самых девяти метров? И через год после выхода указа президента, устанавливающего норму жилья для ветеранов Великой Отечественной в 22 квадратных метра общей площади на человека? Конечно, мне могут возразить, что 22 квадратных метра полагается тем ветеранам, которые, как гласит указ президента, встали в очередь до 1 марта 2005 года. Однако, если не ошибаюсь, разницу между теми, кто успел встать в очередь до указанной даты, и теми, кто этого не смог сделать в силу ряда причин, высшее руководство страны упразднило. Кроме того, позволю себе заметить: если бы ветеранов Кандауровых вычеркнули из списков очередников в 1991 году, они бы имели возможность встать в льготную очередь до 1 марта 2005 года.
Никто не указ
Недоумение омбудсмена разделяю и я: путем нехитрых арифметических вычислений получается, что Елене Ивановне и Владимиру Михайловичу на двоих полагается 44 квадратных метра общей площади вместо имеющейся сейчас сорокаметровки на троих. Так почему же до сих пор администрация Ессентуков считает, что, цитирую: «Вы, Елена Ивановна и члены вашей семьи обеспечены учетной нормой жилья. На этом основании администрация Ессентуков не имеет возможности улучшить вам жилищные условия путем отмены постановления главы города от 05.05.09 и восстановить вас в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий»? Разве в Ессентуках какието отличные от федеральных стандартов социальные нормы обеспечения жильем?
Засомневалась в правомерности действий администрации города и прокуратура края, куда, защищая права Кандауровых, обратился омбудсмен. По поручению краевого надзорного органа прокурор Ессентуков провел проверку и установил, что постановление главы города противоречит федеральному законодательству. Прокурором был принесен протест. Однако и эта мера не возымела действия прокурорский протест администрация Ессентуков отклонила. Теперь единственный путь отстоять права Кандауровых пролегает через суд. Как заверила меня старший помощник прокурора Ессентуков В. Коржикова, сейчас иск в защиту прав Елены Ивановны и Владимира Михайловича находится в стадии подготовки. Чем закончится эта непростая тяжба, мы обязательно сообщим читателям.
Гладко только на бумаге
К сожалению, чета Кандауровых, попавшая под пресс бюрократической машины, в крае не единственная. Порой на местах некоторые чинуши правдами и неправдами стараются «вытолкнуть» воиновпобедителей из списков тех, кому положено жилье. В этой связи хотелось бы напомнить, что в конце февраля президент России Дмитрий Медведев провел селекторное совещание по социальной поддержке тех, кто ковал победу над фашизмом. Основной вопрос предоставление жилья данной категории граждан без бюрократических проволочек. О том, как обстоит дело в нашем крае с предоставлением участникам Великой Отечественной квадратных метров, главе государства докладывал губернатор Валерий Гаевский. Сегодня в крае проживают почти одиннадцать тысяч фронтовиков и около семнадцати тысяч ветеранских вдов. И все без исключения на особом контроле.
Увы, оказалось, что не все чиновники на местах правильно понимают задачи, поставленные руководством страны и края. Такой вывод напрашивается после ознакомления с результатами прокурорских проверок соблюдения требований закона при постановке ветеранов Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Выявлены факты необоснованных отказов органов местного самоуправления в признании ветеранов нуждающимися в улучшении жилищных условий и снятия с учета по основаниям, не предусмотренным жилищным законодательством, рассказала старший помощник прокурора края Людмила Дулькина. Так, по протестам прокурора Благодарненского района отменено два незаконных постановления главы Благодарного об отказе в признании ветеранов войны нуждающимися в улучшении жилья. Минераловодским межрайонным прокурором отменено незаконное постановление главы Минвод, отказывающее ветерану в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с продажей более пяти лет назад имевшегося у него жилья. Прокурором Кисловодска выявлены и отменены постановления о снятии двух ветеранов Великой Отечественной войны с учета нуждающихся по основаниям, не предусмотренным действующим жилищным законодательством. Прокурором Петровского района установлены факты нарушения должностными лицами жилищного законодательства при приеме документов для постановки ветеранов на учет. Всего же с начала года прокурорами районов и городов внесено девять представлений, принесено пять протестов, предостережены о недопустимости нарушений закона два должностных лица.
24 марта 2010 года