Чуть более недели прошло, как в России стартовала программа по утилизации старых автомобилей. Она рассчитана до ноября, а в перспективе, как звучало в некоторых официальных заявлениях, ее планируют «растянуть» до 2013 года.
Автомобиль

Автомобиль

© Фото: Александр ЦВИГУН

Вопреки распространенным ранее сообщениям, Ставрополье в программу все же попало. Да еще как: в списке Минпромторга России из более чем полутора тысяч дилеров, отобранных для участия в программе утилизации, больше тридцати имеют краевую «прописку» – в Ставрополе, Пятигорске, Лермонтове и Минеральных Водах. Предполагается, что они будут работать с предприятиями-утилизаторами, расположенными в соседних регионах.

Кроме перечня дилеров, напомним, федеральным министерством был утвержден и список из нескольких десятков моделей, автомобили которых можно приобрести со скидкой в 50 тысяч рублей. Помимо продукции ВАЗа, ГАЗа и УАЗа, в него включены иномарки отечественной сборки.

Сама по себе процедура избавления российских автовладельцев от хлама Минпромторгом была по максимуму упрощена и довольно прозрачно прописана. Однако уже по итогам первой недели реализации программы на Ставрополье выявились точки напряжения.

Как выяснилось, в первую очередь связаны они с почти поголовной неготовностью ставропольских дилеров. Простой мониторинг показал, что пока практически невозможно с 50-тысячной скидкой купить иномарку, сошедшую с российского конвейера. В автосалонах некоторых дилеров Ставрополя и Пятигорска, числящихся в упомянутом списке Минпромторга РФ, на вопросы категорически отвечают: «По программе утилизации не работаем». В других скупо поясняют: подробности и детали еще выясняются, звоните примерно через месяц. А кое-где от клиентов уже готовы принять заявку на авто. Только вот остается неизвестным, сколько его придется ждать. Но даже если та или иная модель, пришедшаяся вам по вкусу, есть в наличии, от хлама вам придется избавляться самостоятельно. Причем снять с учета в ГАИ – это еще, как говорится, полдела. Также автовладельцу нужно будет самому доставить свое старье непосредственно на утилизационный пункт, а в автосалон прийти уже со свидетельством об утилизации...

Как ранее и прогнозировалось, авторынок в рамках запущенной программы, скажем так, откровенно «стремится» к ВАЗу, ГАЗу и УАЗу. Их немногочисленные дилеры в ставропольских городах, как выяснилось, оказались готовы вовремя и почти на сто процентов: есть накопители для сдаваемого в утиль, договоры с утилизаторами, судя по ассортименту, налажены поставки автомобилей и т.д. Поэтому приемка старья и продажа новых авто уже на прошлой неделе в Ставрополе и Пятигорске шла полным ходом. Причем стоит отметить немалый ажиотаж среди ставропольцев.

Пример из личных наблюдений: каждое утро, еще до открытия салона ОАО «Ставрополь-Лада» (среди двух десятков зарегистрированных в краевом центре участников программы в городе это пока единственный дилер, непосредственно принимающий старые авто), у его дверей собирается не менее десятка желающих скорее распрощаться с автохламом и соответственно приобрести ту или иную модель «Лады». Особый пик приходится, конечно, на выходные. Большинство признаются, что услышали в СМИ о лимите бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы. По словам других, это пока самый легкий путь избавления от четырехколесного друга семьи, давно ржавеющего во дворе.

Так, пояснили корреспонденту «СП» в ОАО «Ставрополь-Лада», только за первые пять дней работы в рамках программы было принято около трехсот заявлений на утилизацию автомобилей. Ясно, что клиенты, обладающие достаточной наличкой, практически сразу после получения сертификата на 50 тысяч рублей оформляют покупку со скидкой. Большинство же прибегает к кредитным услугам банков.

*****

Если рассматриваете себя как потенциального участника программы, напомним, что в утиль принимаются автомобили не «моложе» десяти лет, то есть до 1999 года выпуска включительно. В собственности у нынешнего владельца он должен находится не менее года. Важно, что на утилизацию принимается полнокомплектный автомобиль: грубо говоря, со всеми колесами, стеклами, двигателем, аккумулятором, выхлопной системой. Дилеру вы доставляете его самостоятельно – своим ходом или на эвакуаторе. Набор необходимых документов состоит из паспорта владельца автохлама, ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства.

Юлия ЮТКИНА

Кому нужен утиль / Газета «Ставропольская правда» / 17 марта 2010 г.