Такая невеселая поговорка в последнее время в ходу у ставропольских автомобилистов.
И дело не в технических характеристиках, а в том, что «Лада-Приора» ныне возглавляет рейтинг самых угоняемых машин в крае. Второе место – у внедорожников «BMW X5» и «Lexus RX-300». Они угоняются, как правило, «под заказ» в республики Северного Кавказа: именно там теряются следы большинства супердорогих иномарок.
Автомобили

Автомобили

© Фото: Александр ЦВИГУН

С начала этого года в краевом центре были угнаны 18 автомобилей, и только три из них найдены и возвращены владельцам. По словам инспектора по розыску ОГИБДД УВД по Ставрополю Александра Ларкина, для города это – нешуточные цифры…

Зачастую кражи авто происходят «на хапок» (без серьезной разведки), ночью в спальных районах. Большинство автовладельцев, живущих в многоэтажках, оставляют машины возле подъездов, а угонщики берут первую попавшуюся «ласточку». И ни одна сигнализация в таком случае не является панацеей.

– А все потому, что нынешним асам угона требуется около минуты для того, чтобы вскрыть приглянувшееся авто, завести его и уехать на краденой «тачке», – говорит А. Ларкин. – Все зависит от опыта и инструментов. Приспособления для взлома замков от самых примитивных – будь то отвертка и ножницы – до высокотехнологичных сканеров, которые считывают и запоминают радиосигнал автосигнализации и, дублируя его, беспрепятственно открывают автомобиль.

А хозяину остается недоумевать: как так получилось – ведь авто стояло на сигнализации? Ответ прост – угонщики, как правило, квалифицированные «мастера», специалисты по механике и установке сигнализаций. Поэтому не облегчайте злоумышленникам задачу и не лепите на стекла авто наклейки, прилагающиеся к сигнализации. Впрочем, угоняются машины зачастую после тщательной «разведки на местности».

– Изначально выбирается какая-то конкретная машина, как правило, дорогая иномарка, – рассказывает А. Ларкин. – Возможно, злоумышленники будут «вести» водителя в течение дня: изучать маршрут, места остановок. После этого они выбирают подходящий момент, когда хозяин отлучается, и авто угоняют.

Особо шустрые автоворы орудуют не только ночью, но и днем. Зачастую они даже не тратят время на изучение охранных систем и вскрытие замка, а могут попросту запрыгнуть в заведенный автомобиль, пока его хозяин снимает деньги в банкомате, покупает в киоске сигареты. Еще одна схема совсем проста. Вам привязывают к глушителю веревку с консервными банками, пока вы, оставив ключи в замке зажигания занимаетесь отвязыванием «гирлянды», угонщики прыгают за руль, поворачивают ключ в зажигании и... прости-прощай, родная машина. Так что никогда не оставляйте ключ в замке зажигания, даже если вам надо выскочить всего на минутку.

А не так давно ставропольские оперативники задержали группу угонщиков из Карачаево-Черкесии, которая специализировалась на одной марке – «Фольксваген-Туарег». Отбирали иномарки силовым методом: два дюжих парня вталкивали человека в салон собственного авто, один из налетчиков садился за руль, второй «усмирял» перепуганного владельца. По дороге один из угонщиков с потерпевшим высаживались и «пережидали» в каком-нибудь укромном месте, пока второй злоумышленник перегонял авто как можно дальше. И когда владелец появлялся на пороге ближайшего отдела милиции с заявлением об угоне, его автомобиль был уже давно за пределами края.

Так что же делать, чтобы уберечь четырехколесного друга от чужих загребущих рук? Госавтоинспекторы советуют: не провоцируйте угонщиков. Если у вас нет гаража, то автомобиль лучше оставлять на платной стоянке, а не под окнами своего дома. Впрочем, например, в краевом центре отыскать платную охраняемую стоянку с каждым годом становится все труднее и труднее. Каждый клочок замли, где раньше люди оставляли под присмотром сторожей свои автомобили, ныне отдан под кафе, магазин, развлекательный центр. Да, впрочем, наличие стоянки с охраной – не гарантия того, что вы не пострадаете от рук автоугонщиков. Недавно мы с подругой провели такой эксперимент: она поставила на платную стоянку возле одного из бизнес-центров Ставрополя свой «Рено». Заплатила охране деньги. Взяла квиток. То есть сторожа, по идее, ее должны были запомнить в лицо. Через час забирать «лошадку» на стоянку отправилась уже я. Спокойно завела «Рено», выехала со стоянки, а охрана даже ухом не повела, лишь рукой помахали: мол, счастливого пути. Весь фокус в том, что моя приятельница, хозяйка иномарки – высоченная деваха под метр девяносто с белокурыми, ниже плеч, волосами. Была одета в ярко-красное кашемировое пальто и широкополую черную шляпу. Я же маленькая стриженая брюнетка в коротенькой курточке цвета беж. Однако разницу охрана не заметила... Вот и делайте выводы.

Если на бдительность автосторожей рассчитывать особо нечего, то, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. То бишь автовладельцев. Например, автолюбители из нашей многоэтажки нашли оптимальный выход: заасфальтировали около двора площадку, наняли сторожами дядечек, живущих в нашем же доме – они-то каждого автовладельца знают в лицо, и ставят свои машины на ночь только на эту дворовую стоянку.

И все же, как заставить автовора отказаться от угона вашей машины? Вместе с инспектором А. Ларкиным мы определили пять самых распространенных сценариев и сформулировали несколько «противоугонных» советов:

1. Ваше авто бьют по колесам, чтобы проверить на наличие сигнализации. Срабатывание современной автосигнализации может спровоцировать даже проехавший мимо мотоцикл. Это вынуждает многих людей отключать звуковой режим оповещения при «вторжении». Поэтому установите сигнализацию с «обратной связью», оповещающей о несанкционированном проникновении в салон.

2. Многие автоворы считывают код автосигнализации специальной компьютерной программой ( «код-граббером») и ждут удобного для угона момента в «засаде». Сбои в работе сигнализации (непривычный писк, «залипание» кнопок на брелоке) – это первый признак готовящегося угона. Без раздумья отгоните машину на осмотр в ближайший автосервис, а на ночь поставьте в охраняемое место.

3. Прежде чем выйти из салона, выключив зажигание, поверните руль, тем самым вы его заблокируете, что значительно осложнит работу угонщиков.

4. Не оставляйте запасные ключи в салоне автомобиля, за солнцезащитным козырьком или в магнитном тайничке на днище автомобиля. Угонщики знают все эти укромные места.

5. Ни в коем случае нельзя оставлять в салоне документы на автомобиль, так как авто с документами все равно что виза в загранпаспорте – по этой информации угонщики заказывают производителю запасной ключ. А вместо того чтобы делать именные гравировки на основных деталях автомобиля (это не отпугивает воров), бросьте свою визитку в щель между дверной панелью и стеклом, чтобы, при надобности, вы смогли доказать, что автомобиль ваш.

И еще один немаловажный нюанс. Даже застигнутый на месте преступления автомобильный вор всегда может отговориться, что в мыслях не держал угонять машину с корыстной целью, то есть совершать хищение. Так, покататься захотелось или торопился очень, перепутал авто со своим «железным конем»: отговорок можно придумать массу. Действия угонщиков подпадают сегодня под две статьи Уголовного кодекса РФ: ст. 158 «Кража» и ст. 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». По первой из них преступник может лишиться свободы на срок до 10 лет, по второй ему легко удается отделаться штрафом. Но сажают в тюрьму у нас только за доказанный угон с целью наживы.

Если вы располагаете информацией о людях, зарабатывающих этим делом себе на жизнь, обращайтесь в ОГИБДД УВД по Ставрополю по телефону (8652) 37-27-76.

Юлия ФИЛЬ, Валентина ФИСЕНКО

Купил «Приору» – хлебнешь горя / Газета «Ставропольская правда» / 10 марта 2010 г.