Фермеры Ставрополья обожглись на зерновых интервенциях
В нем приняли участие первый заместитель председателя ПСК Ю. Белый, председатель комитета ГДСК по аграрным вопросам и продовольствию А. Шиянов, руководство регионального минсельхоза, банкиры и ученые.
Каким стал ушедший год для крестьянско–фермерских хозяйств края? Этот вопрос был центральным в повестке дня. Председатель краевого совета ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Александр Анпилогов в своем докладе отметил, что фермерский сектор с каждым годом завоевывает все более прочные позиции в структуре регионального АПК: увеличиваются площади обрабатываемых земель, растет урожайность, а соответственно и вклад в общекраевой валовой сбор. К примеру, на долю фермеров в 2009 году пришлась седьмая часть урожая зерновых – 1,1 млн. тонн. Кроме того, КФХ играют немаловажную роль в насыщении внутреннего рынка мясом, молоком, овощами и т. д. По одному из рейтингов, 31 фермерское хозяйство Ставрополья входит в число 300 лучших КФХ России.
По словам А. Анпилогова, в последнее время наметились позитивные изменения в государственной аграрной политике, которые отражаются в том числе на фермерском секторе. В частности, это касается вопроса продовольственной безопасности, который в последнее время обсуждается на самом высоком уровне. Село наконец начало восприниматься как единый комплекс, ответственный за обеспечение населения продуктами питания. Фермеры могут вырваться на лидирующие позиции в АПК, но нужно активно участвовать во всех государственных программах, учиться взаимодействовать с органами власти и СМИ, считает А.Анпилогов.
Пока же проблем у крестьян, к сожалению, хватает. Одна из основных – диспаритет цен на сельхозпродукцию и неуклонно дорожающие ГСМ, минеральные удобрения, сельхозтехнику, транспортные перевозки. В результате КФХ не полностью готовы к весенне–полевым работам. Государственные зерновые интервенции, за счет которых многие рассчитывали пополнить запас оборотных средств, для Ставрополья, по сути, провалились, о чем в свое время уже писала «СП» («Зерновой провал», «СП» от 13.01.2010 г.). Более того, отметил А. Анпилогов, наши фермеры, поверив в радужные обещания федеральных властей о том, что интервенции станут для края эффективным механизмом реализации зерна, всерьез к ним подготовились и внесли залог в несколько сотен миллионов рублей для участия в торгах. Получить его обратно не могут до сих пор.
По–прежнему нет контакта у фермеров с банками. Кредиты, как правило, им недоступны из–за высоких процентов и слишком коротких сроков погашения – всего три года. Но главное, что беспокоит ставропольских крестьян, – это благосклонность некоторых чиновников к «пришлым» инвесторам. Почему чужакам столь легко достаются земля и целые хозяйства, тогда как тем, кто трудится на этой земле в течение многих лет и поддерживает «социалку» на селе, в районных администрациях нередко дают отворот–поворот? Этот вопрос не раз звучал на съезде.
Кстати, судя по всему, и сама ассоциация фермеров начала сдавать позиции, авторитет организации в районах падает. Это видно даже по тому, что мнения делегатов о работе ассоциации разделились. Кто–то традиционно назвал ее удовлетворительной. Другие подчеркнули, что эта оценка очень натянута. Впрочем, подобный результат неожиданностью назвать нельзя – в последние годы финансирование ассоциации КФХ становится все более символическим. Ее годовой бюджет–2009 составил всего 74 тысячи рублей. Если такая тенденция продолжится и дальше, фермеры Ставрополья рискуют потерять свою главную дискуссионную площадку.
2 марта 2010 года