00:00, 20 февраля 2010 года

Десантник Александр Красюк

Впрочем, ожесточенный бой не располагал к размышлениям о торжестве, нужно было сделать все, чтобы помочь Майкопской десантно–штурмовой бригаде, попавшей в окружение в парке имени Ленина. Миссия, как казалось, в том грохочущем и полыхающем аду невыполнима, но есть один нюанс – для десантников такого слова не существует. Поэтому и шли вперед.

В самый разгар боя бойцы 21–й стали передавать по цепочке магазин к автомату Калашникова. Сержант, находившийся недалеко от Красюка, перекинул ему металлическую коробку и крикнул: «От лейтенанта Ворожанина!». Александр поймал «посылку» и сразу же увидел на ней нацарапанную надпись: «25. Саня, с днем рождения!». В магазине оказалось 25 патронов. Это было самым лучшим подарком: в тот момент каждый патрон ценился на вес золота. (Через несколько дней командир разведвзвода Олег Ворожанин погиб в Грозном, ему посмертно присвоено звание Героя России).

А. Красюк родился в Севастополе, городе славных военных традиций русской армии, и поэтому с детства мечтал стать офицером. Сразу после школы поступил в Коломенское высшее артиллерийское командное училище на десантный факультет. В 1991–м прибыл на службу в 21–ю десантно–штурмовую бригаду, располагавшуюся тогда в грузинском Кутаиси. В 92–м бригада передислоцировалась в Ставрополь, а в 98–м на ее основе родился 247–й Кавказский казачий десантно–штурмовой полк. Александр Айдерович участвовал практически во всех локальных конфликтах, происходивших на территории Кавказа с 1991 года: это Абхазия и Южная Осетия, обе чеченские кампании, уничтожал боевиков в Дагестане. Награжден орденом Мужества, двумя медалями «За отвагу», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В августе 1999 года крупная банда чеченских боевиков напала на дагестанский Ботлих. Красюк вспоминает эпизод, который, по его мнению, является яркой иллюстрацией подлинного геройства и мужества российских солдат. Этот пример он приводит и тогда, когда выступает перед молодежью, в том числе в школах.

– Наш батальон с ходу перешел в атаку, обеспечивая помощь новороссийским десантникам, истекающим кровью, – рассказывает Александр. – Но передовая рота попала в засаду, в этакий огневой мешок, и ей пришлось отходить на укрепленные позиции, отбиваясь от превосходящих сил противника. Отход роты остались прикрывать рядовые Степушкин, Александров и Зацепин. Это были совсем еще молодые ребята, до службы в армии проводившие время на дискотеках, гонявшие на мотоциклах и назначавшие свидания девчатам. Они вроде бы ничем не отличались от сверстников. Но там эти парни отдали свои жизни для того, чтобы спасти десятки жизней своих сослуживцев.

В марте 2002 года при проведении войсковой операции в Чечне по уничтожению бандформирования в Веденских горах полковая тактическая группа, которой командовал Красюк, вынуждена была прорываться к своим через минное поле. Другого пути просто не было. Так получилось, что из 80 бойцов не повезло именно Александру. Он подорвался на мине. После таких ранений обычно не выживают, но Красюка спасли те, кто был рядом с ним. Авианаводчик Владислав Патроман сделал невероятное: он сумел так скоординировать действия экипажа вертолета, что винтокрылая машина села в густейшем тумане в горах. Врач Алексей Петров, находившийся в составе тактической группы, оказал Александру первую медицинскую помощь в условиях высокогорья, а потом сопровождал его в госпитали – вначале в Ханкалу, затем во Владикавказ.

– До конца жизни буду им благодарен, ведь для меня все могло бы закончиться трагически, – говорит Красюк. – А еще добрыми словами я всегда вспоминаю экипаж вертолета и его командира с позывным «Братишка», бригаду врачей в Ханкале и моего заместителя, принявшего командование и продолжившего бой. Назвать имен не могу, поскольку все эти люди – действующие военные.

Сейчас подполковник запаса А. Красюк активно участвует в работе Ставропольского краевого союза ветеранов боевых действий в горячих точках. До недавнего времени трудился заместителем директора крупного предприятия, а нынче решил заняться индивидуальным предпринимательством. Но в душе и мыслях он навсегда останется десантником.

«Миссия выполнима»
Газета «Ставропольская правда»
20 февраля 2010 года