Сергей Кобылкин анализирует работу отраслей строительства и ЖКХ Ставрополья
– Сергей Николаевич, строительная индустрия Ставрополья сегодня приводится в пример как одна из немногих, где удалось добиться результата со знаком плюс. Пусть и не такого значительного, как планировали изначально.
Влияние экономического кризиса в большей или меньшей степени ощутили все, в том числе и строители. Однако, что радует, существенного спада не было отмечено ни по одному из показателей. В сфере капитального строительства в 2009 году планировался ввод 97 объектов. Но, как известно, сокращение более чем на треть объема финансирования скорректировало планы. И тем не менее о провале говорить излишне. 82 объекта благодаря концентрации средств на пусковых стройках введены в эксплуатацию.
Определенные негативные тенденции следует отнести к риэлторскому сектору. В связи с сокращением объемов ипотечного кредитования уменьшилось количество граждан, желающих, а главное имеющих возможность улучшить свои жилищные условия. Неудовлетворительными темпами идет развитие рынка земли и ипотеки, что также не лучшим образом сказывается на состоянии дел в стройиндустрии. И, несмотря на эти проблемы, по предварительным данным, в прошлом году сданы 1 млн. 123 тыс. кв. м жилья, что на 5,5 % больше, чем в 2008–м.
И сегодня, поверьте, есть возможности для увеличения этого показателя. Сформированная модель рынка жилищного строительства только набирает обороты. Когда она заработает в полную силу, восстановятся и вырастут объемы строительства и обороты на рынке недвижимости, в стройиндустрию придут эффективные технологии, экономика станет крепче, а население богаче, что поможет разрешить извечный квартирный вопрос.
– Какие коррективы внес кризис в выполнение программы по переселению людей из аварийного жилья?
– По итогам размещения девяти госзаказов на приобретение квартир в краевую собственность состоявшимися признано только пять и госконтракты в итоге заключены только в Ставрополе и Михайловске. Проблемы возникли в Пятигорске, где от застройщиков не поступило ни одной котировочной заявки. Объяснение такое. Министерство регионального развития установило для Ставрополья стоимость 1 кв. м на уровне 20 150 рублей. Учитывая, что квартиры должны передаваться в собственность муниципалитетов «под ключ», то есть с отделкой, сантехникой, плитами, приборами учета и пластиковыми окнами, то реальная стоимость «квадрата» оказалась дороже, что не устроило застройщиков.
В той части, где программа сработала, общий объем финансирования составил 137,5 млн. рублей, из которых 104,5 млн. рублей – средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, 33 млн. рублей – из краевого бюджета. И в Ставрополе, и в Михайловске в новые квартиры переедут 428 человек из 23 аварийных многоквартирных домов.
Но это не финал. В федеральное законодательство вносятся изменения, в соответствии с которыми будут сняты ограничения по срокам признания домов аварийными до 1 января 2007 года, что, конечно, увеличит список потенциальных «переселенцев». И еще. Предполагается, что упор будет сделан также на развитие малоэтажного жилищного строительства, что поможет решить проблему за счет федеральной поддержки и в небольших городах и сельских поселениях. Таким образом, в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве вначале корректировке подвергнется краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2008–2011 годы», а затем будет подготовлена заявка в Фонд содействия реформированию ЖКХ на предоставление очередного транша.
– В продолжение темы, Сергей Николаевич, ответьте, пожалуйста, на вопрос, сумеет ли край справиться с задачей, поставленной президентом по обеспечению жильем всех ветеранов Великой Отечественной к 65–летию Победы?
– Конечно, для этого будут приложены все силы. На эти цели в край уже поступило федеральных средств 470 млн. рублей. Нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов в крае насчитывается 375. В прошлом году 176 из них реализовали свое право.
Недавно президент подписал изменения в Федеральный закон «О ветеранах», которыми снял ограничение, согласно которому на площадь могли рассчитывать только те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года. Так вот, в нынешнем году на эти цели правительством России планируется выделить дополнительные средства.
– Нередко в редакцию приходят письма с вопросом: как быть тем малообеспеченным людям, доходы которых в принципе не позволяют купить себе даже самое скромное жилье? Что скажете?
– Собственно, все государственные программы в области жилищного строительства направлены на то, чтобы поддержать тех граждан, которые в силу каких–либо причин не могут решить проблему самостоятельно. В рамках подпрограммы приоритетного нацпроекта «Обеспечение жильем молодых семей» в прошлом году на Ставрополье удалось выдать 582 свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Другая подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» позволила краю получить в прошлом году еще 148 млн. руб., что обернулось решением квартирного вопроса для 73 семей, которым выданы государственные жилищные сертификаты.
– Тема, которая сегодня на слуху, – саморегулируемые организации (СРО). О достоинствах новой системы контроля за качеством строительства взамен лицензирования сказано много. А как вы считаете, Сергей Николаевич, не означает ли это, что малый бизнес, не имеющий средств для уплаты вступительного взноса, уйдет из отрасли?
– Действительно, в соответствии с правовыми новациями после 1 января 2010 года для выполнения работ в сфере строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов, вместо государственных лицензий в обязательном порядке надо иметь допуски СРО, которые имеют право выдавать их только своим членам. Перечень таких работ утвержден приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. Соответственно виды деятельности, не включенные в данный перечень, могут выполняться физическими и юридическими лицами без вступления в СРО.
– О точечной застройке сказано и написано много. Какова ситуация сегодня?
– Точечная застройка не является неразрешимой проблемой. Сегодня – это следствие отсутствия документов территориального планирования. До сих пор земельные участки под строительство отводятся по актам выбора. При наличии разработанной и утвержденной документации по планировке территории, которая в соответствии с действующим законодательством должна проходить публичные слушания, хаосу в этой сфере не будет места. Исполнение муниципальными образованиями края требований Градостроительного кодекса – единственный способ покончить с данной проблемой.
– И насколько же законопослушны муниципалы в своей решимости покончить с проблемой?
– Вот цифры: из 26 муниципальных районов Ставрополья семь разработали проекты схем территориального планирования, из которых утверждена одна. В четырех районах эти документы находятся в разработке. В остальных средства на подготовку градостроительной документации запланированы в муниципальных бюджетах и краевой целевой программе. Утвержденные генпланы также имеют семь из девяти городских округов, восемь из 14 городских поселений, 300 из 735 сельских населенных пунктов. Что касается наличия основного правоустанавливающего документа «Правила землепользования и застройки», то из 23 городов их имеют только три, из 736 в 47 сельских населенных пунктах эти документы находятся в стадии разработки.
Надо отметить, что, затягивая подготовку градостроительной документации, главы муниципальных образований усложняют жизнь не только себе, но и населению. Сказывается, конечно, отсутствие средств в местных бюджетах. Ведь на урегулирование ситуации в целом по краю требуется около 1 млрд. рублей. Кроме того, на местах отсутствуют уполномоченные органы по исполнению требований градостроительного законодательства. Безусловно, обе проблемы решаемы. Но требуется время.
– С советских времен повелось, что отрасль ЖКХ затратна и малоэффективна, а жильцы многоквартирных домов часто бесправны перед произволом коммунальных служб, которые пытаются за их счет компенсировать собственную бесхозяйственность. К сожалению, ситуация с тех пор мало изменилась. Взять хоть историю с учетом водопотребления в многоквартирных домах. Поставили люди счетчики воды и некоторое время действительно платили только за то, что израсходовали. Но идиллия длилась недолго – теперь надо оплачивать по внутридомовому счетчику, а это дополнительные неизвестного происхождения лишние кубометры...
– По Жилищному кодексу каждый собственник квартиры имеет право и возможность участвовать в управлении своим многоквартирным домом. Но у нас привыкли жить по старинке, хотя время предъявляет новые требования. Самим жильцам необходимо становиться активнее: проводить общие собрания, заключать договоры с управляющими компаниями и контролировать выполнение работ, предусмотренных договором, образовывать ТСЖ.
Что касается установки общедомовых приборов учета, то это также жизненная необходимость. В России неоправданно много потребляется всех видов ресурсов. Многоквартирные дома «съедают» в 1,5–2 раза больше энергии, чем в западноевропейских странах с похожими климатическими условиями. Такое отношение необходимо в корне менять. Чтобы стимулировать ресурсосбережение, федеральный закон, регулирующий получение финансовой поддержки от Фонда содействия реформированию ЖКХ, дополнен рядом условий. Теперь это возможно только при наличии региональной адресной программы, предусматривающей поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета. Более того, в ноябре 2009 года принят федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В документе черным по белому прописано, что все объекты–получатели коммунальных ресурсов должны быть оборудованы коллективными приборами учета до 2013 года.
Вывод напрашивается сам собою – собственники обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов, в которых живут, установленным требованиям энергетической эффективности, а также в соответствии с новым законодательством нести расходы на проведение необходимых для этого мероприятий.
Поставщиками энергоресурсов – предприятиями «Крайводоканал», «Крайтеплоэнерго» и «Ставрополькоммунэлектро» – разработаны свои энергосберегающие мероприятия и программы, предусматривающие внедрение энергоэффективного оборудования, модернизацию действующих объектов, замену ветхих сетей.
– А каковы итоги сотрудничества с вышеназванным Фондом содействия реформированию ЖКХ по капитальному ремонту многоквартирных домов?
– В крае полностью завершены работы по третьей заявке. Отремонтировано 296 домов в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках, Минеральных Водах, Георгиевске и пос. Первомайском Минераловодского района. Всего за период реализации программы в 2008–2009 гг. вторую жизнь обрели 874 многоквартирных дома. В результате лимит средств, выделенных фондом Ставрополью в сумме 2 млрд. 780 млн. рублей, почти исчерпан. Остаток составил 233 млн. рублей, которые будут направлены на реализацию четвертой заявки, формирование которой идет в настоящее время. В случае дополнительного финансирования в программу планируется включить новые муниципальные образования, выполнившие поставленные фондом условия, – Буденновск, Невинномысск, Железноводск, отдельные муниципальные образования Минераловодского, Георгиевского и Предгорного районов.
– Сергей Николаевич, что будем строить в этом году?
– В 2010–м бюджетом Ставрополья на капитальное строительство предусмотрено 1,2 млрд. рублей, что позволит завершить строительство 53 объектов. На модернизацию коммунальной инфраструктуры из федерального бюджета обещают 120 млн. рублей. Будет всячески форсироваться работа по подготовке земельных участков и микрорайонов для жилой застройки, по обеспечению инженерными сетями уже реализуемых инвестиционных проектов.
Кроме того, Ставрополье – один из пяти регионов, где возводятся жилые микрорайоны для военнослужащих, уволенных в запас после 1 января 2005 года. Адрес одного из них – краевой центр, улица Южный обход. Здесь идет большое строительство, и в итоге будет возведено 14 жилых высоток по 15–16 этажей со всей необходимой инженерной и социальной инфраструктурой для расселения 7700 семей.
16 февраля 2010 года