00:00, 13 февраля 2010 года

Средний размер взятки на Ставрополье вырос с 3,7 до 13,5 тысяч рублей

– Валерий Эдуардович, финансово–экономический кризис так или иначе сказался на «самочувствии» Ставрополья и ощутимо ударил по кошелькам его жителей. Потому в первую очередь спрошу, изменилась ли как–то в связи с этим статистика по экономическим преступлениям за 2009 год?

– В прямую зависимость от кризисных явлений в экономике, связанных в том числе со снижением уровня благосостояния граждан, и статистику я бы не ставил. В прошлом году по линии борьбы с экономической преступностью в общей сложности в крае зарегистрировано более 6 тысяч преступлений, что всего на два процента выше результата 2008 года.

Но вот если говорить об отдельных категориях, то я бы отметил следующее. На 7,6 процента выросло число выявленных тяжких и особо тяжких преступлений и на 17 процентов больше было зарегистрировано преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах. При этом результативность работы по раскрытию экономических преступлений тоже несколько выросла. Так, в течение прошлого года на Ставрополье было раскрыто 4063 экономических преступления, а возмещенный материальный ущерб составил 771 миллион рублей.

– Тем не менее очень часто, когда в выступлениях руководства страны звучит тема Северного Кавказа, речь заходит о процветании в регионе коррупции, взяточничества и т.д. Наряду с соседними республиками и Ставрополье нередко получает нелестные эпитеты типа «прачечной по отмыву денег»...

– Да, вы правы, предстоит еще очень серьезная работа, чтобы наш край не ассоциировался с подобными понятиями. Что же, приходится признавать: для Ставрополья совсем не редкость преступления по легализации солидных средств, полученных незаконным путем, их обналичиванию. По–прежнему нередко создаются лжепредприятия и фирмы–однодневки, необходимые для решения конкретных задач – например, ухода от уплаты налогов, других обязательных платежей.

Безусловно, стараемся отслеживать и соответствующим образом пресекать подобные случаи. Наряду с этим пристальное внимание уделяется борьбе с правонарушениями коррупционной направленности, должностными преступлениями, в том числе и взяточничеством. Ведь очевидно, что кризисные явления в экономике, в том числе рост потребительских цен и другие непростые экономические условия, увеличивают потребность людей в денежных средствах, что порой становится мощным импульсом для различных правонарушений. В частности, в прошлом году в рамках выполнения поручения президента России были организованы комплексные мероприятия по выявлению коррупционных преступлений среди сотрудников органов власти, осуществляющих контрольно–надзорные и разрешительные функции. По результатам работы было выявлено 31 преступление, в том числе 11 фактов получения взятки, один случай коммерческого подкупа, 8 фактов хищений и 11 иных должностных преступлений.

В целом же в 2009 году подразделениями ГУВД края было выявлено 790 должностных преступлений, что почти на 9 процентов больше показателей 2008 года. Число случаев, когда кого–то «ловили» на взятке, тоже подросло, таких фактов было зафиксировано чуть более сотни. При этом обращу внимание на печальную статистику: средняя сумма взятки по краю в прошлом году составила 13,5 тысячи рублей, между тем как в 2008 году ее размер колебался в районе 3,7 тысячи рублей.

Приведу конкретные примеры. Так, в декабре 2008 года был выявлен и задокументирован факт получения взятки в 250 тысяч рублей замруководителя отдела муниципального хозяйства и градостроительства администрации одного из муниципальных образований за положительное решение вопроса по выделению земельного участка под строительство придорожного комплекса «СТО». По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере, с вымогательством). Кроме того, как говорится, «за руку» ловили и государственных инспекторов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по СК: они минувшим летом получили 100 тысяч рублей от директора филиала федерального государственного учреждения за непривлечение к административной ответственности.

А 32 тысячи рублей решил взять заместитель главы администрации сельсовета одного из районов за выделение земельного участка во временное пользование для установки торговой точки. Уголовное дело уже направлено в суд.

– Поговорим о бюджетных средствах. Они ведь тоже вместо четко определенных целей порой «утекают» в чьи–то личные карманы... В какой сфере наиболее часто фиксируются такие случаи?

– Задача обеспечения сохранности бюджетных средств, в том числе направляемых в край на реализацию национальных проектов, по–прежнему остается очень актуальной. В течение прошедшего года была проведена 231 проверка. Выявлено 50 преступлений. Причем абсолютное большинство их – более сорока – было совершено в сфере АПК. По остальным нацпроектам «Здоровье», «Образование» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» без правонарушений также не обошлось.

В результате проводимых проверок по исполнению госпрограммы развития сельского хозяйства возбуждено уголовное дело в отношении группы лиц в составе руководителей сельхозпредприятий, которые по предварительному сговору похитили бюджетные средства около 800 тысяч рублей, выделенных в качестве возмещения процентных ставок по целевому кредиту.

Возбуждено уголовное дело по факту причинения имущественного ущерба со стороны директора одного из ООО, который в рамках нацпроекта «Здоровье» должен был поставить в лечебное учреждение Ставрополя многоцелевую ультразвуковую систему стоимостью 7 миллионов рублей. В ходе оперативно–розыскных мероприятий установлено, что поставленное медицинское оборудование не соответствует заказу. По данным производителя, ультразвуковой сканер был приобретен в США как подержанный, а продан в Россию как новое оборудование.

Также одна из фирм, получившая в рамках того же нацпроекта от краевого минздрава по заключенным госконтрактам на поставку медоборудования для нужд лечебно – профилактических учреждений региона свыше 77 миллионов рублей, выполнила обязательства частично – всего на 48 миллионов рублей. Оставшиеся средства – около 29 миллионов – были присвоены руководством предприятия. По данному факту хищения бюджетных средств возбуждено уголовное дело.

– Кстати, о группах лиц... Наша газета не один раз писала о так называемых организованных преступных группах, действующих в высокодоходных отраслях экономики. К примеру, в кредитно–финансовой сфере...

– В прошлом году подразделениями ГУВД выявлено 519 экономических преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп. И действительно, мошенников очень привлекает банковская сфера.

К примеру, пресечена деятельность организованного преступного сообщества, действовавшего на территории Ставрополья с 2006 года. Преступники – одним из них была директор коммерческого банка в Ставрополе – находили лиц, легко поддающихся обману. Люди с низким уровнем доходов, не имеющие жизненного опыта, не работающие, злоупотребляющие спиртным, соглашались за незначительное материальное вознаграждение оформлять на свое имя кредитные договоры на суммы от 200 до 500 тысяч рублей. Эти деньги, безусловно, потом похищались. При этом при оформлении кредитов гражданам для представления в банк передавались заранее изготовленные заведомо подложные документы. В этой «истории» насчитывается около 200 умышленных преступлений по вышеуказанной схеме. Общий ущерб от совершения преступления составил 100 миллионов рублей. Возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества с использованием служебного положения).

– В январе текущего года министром внутренних дел России, генералом армии

Р. Нургалиевым был подписан приказ, утверждающий оценочные показатели результатов оперативно–служебной деятельности органов внутренних дел. То есть теперь не придется гнаться, скажем так, за количественными показателями?

– Да, очень существенно, что было принято решение отказаться от показателя «общий процент раскрываемости преступлений». В основе оценки деятельности теперь значится повышение уровня защищенности граждан, общества и государства от преступных деяний, доверия населения к милиции, восстановление нарушенных прав, качество и законность деятельности самих органов внутренних дел.

В связи с этим руководством на постоянной основе, в том числе и во взаимодействии с подразделениями собственной безопасности, проводится работа среди личного состава подразделений экономического блока. Так что, уверяю, следим за правомерностью деятельности своих сотрудников очень внимательно. Так, в прошлом году было возбуждено уголовное дело в отношении работника одного из подразделений по обеспечению экономической безопасности.

В соответствии с вновь изданным приказом существенно ужесточены требования и к подразделениям по обеспечению экономической безопасности в части повышения качества проводимой работы. В целом же основными направлениями оперативно–служебной деятельности в сфере противодействия экономической преступности определены следующие: пресечение деятельности организованных преступных формирований, реализация комплекса мер по противодействию и профилактике коррупции в экономической и социальной сферах, профилактика и предотвращение криминальной активности при реализации приоритетных национальных проектов, противодействие тяжким и особо тяжким экономическим и налоговым составам преступлений и др.

«Взятки «дорожают»»
Газета «Ставропольская правда»
13 февраля 2010 года