Александр Шиянов о сельскохозяйственной отрасли Ставрополья в период кризиса
– Кризис негативно повлиял не только на объемы производства продовольствия в крае, но и ухудшил финансовое состояние сельских товаропроизводителей. Объем производства сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий по сравнению с предыдущим годом снизился почти на десять процентов, ожидается еще более значительное сокращение прибыли и уровня рентабельности сельхозорганизаций. В итоге – почти на четыре миллиарда рублей прибыли меньше, чем в 2008 году и, как следствие, трудности не только с погашением кредитов, но и дальнейшим кредитованием производства.
Серьезной проблемой для нашего АПК стало перенасыщение севооборотов зерновыми культурами и возросшее их валовое производство, сопровождаемое неустойчивыми ценами реализации урожая. Все это, на мой взгляд, следствие того, что очень быстро и бездумно сломали старую плановую экономику и государственную систему заготовок продукции сельского хозяйства, а новую – рыночную – так и не создали. В России нет зерновой биржи, где должны заключаться, в том числе и фьючерсные, договоры поставок зерна будущего урожая по биржевым ценам. Не в полной мере заработали системы электронных торгов и закупок продукции сельского хозяйства для государственных и муниципальных нужд. И это при том, что законы для организации этих структур приняты давно. Но вместо прозрачной рыночной системы, которая должна действовать в рамках закона и под контролем государства, между крестьянином и покупателем его продукции царствует перекупщик.
И все же, несмотря на сложности со сбытом, нельзя снижать тот экономический потенциал, какого сельхозпроизводители добились в производстве зерна. Властным структурам федерального и регионального уровня надо последовательнее решать вопросы использования зерна на корм животным, поголовье которых должно увеличиваться, снижать железнодорожные тарифы на перевозку пшеницы в другие регионы России и на экспорт. Следует коренным образом изменить структуру реализации урожая за пределы края, значительно увеличив продажу муки, различных круп, комбикормов, макаронных и иных продуктов, максимально задействовав имеющиеся мощности по переработке.
Назрела необходимость введения элементов планирования производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства по природно–климатическим зонам Ставрополья. Основным критерием здесь должна стать экономическая эффективность возделывания той или иной культуры. Это позволит возродить в крае производство семян пропашных, овощных и бахчевых культур, а также экологически чистых продуктов питания.
Экономический форс–мажор ударил по всем отраслям сельхозпроизводства, но в большей степени все же по животноводству, в котором кризисные явления отмечались уже с 1990–х годов. Ведь и растениеводство выжило во многом именно за счет сокращения животноводства. Пора, как говорится, возвращать долги. В крае практически потеряна основа животноводства. По сравнению с 1990 годом поголовье коров снизилось в семь раз, свиней – в три, овец – в восемь, птицы – втрое. Настало время по–иному выстроить саму систему государственной поддержки животноводства по сравнению с растениеводством. Сегодня мы на поддержку последнего направляем 63 процента бюджетных ассигнований. Сохраняя такое соотношение на протяжении последних десяти лет, государство стимулировало перепроизводство зерновых культур и сокращение производства животноводческой продукции.
Цифры говорят о многом. Ежегодно в крае производится 150 тысяч тонн мяса в убойном весе, а перерабатываем только половину. Наша задача увеличить этот показатель как минимум до 80 процентов. Для этого необходимо обеспечить подготовку инвестиционных проектов по переработке мяса в полуфабрикаты с длительным сроком реализации, в сырокопченые, сыровяленые изделия с учетом требований торговых сетей. Ведущие молокоперерабатывающие предприятия края пора оборудовать установками для ультрапастеризации молока. Учитывая, что срок хранения такой продукции шесть месяцев, это позволит сохранить стабильные закупочные цены на молоко в течение года. Таким образом можно не только улучшить снабжение населения, но и остановить сокращение численности коров.
Кризис, обвал, снижение объемов производства продукции сельского хозяйства по всей цепочке продвижения товара указывает, что основным стопором здесь являются сбыт и неконкурентная цена. Приватизируя в свое время предприятия переработки, государство специально оставило 51 процент акций у производителей сельхозпродукции. В последующем ценные бумаги меняли хозяев. В итоге одни производства прекратили свое существование, другие – уже на грани банкротства. Никто не выиграл. В хозяйствах нет животных, на предприятиях переработки – сырья. А те, кто выжил, используют завозное (в том числе из–за рубежа), игнорируя местный ресурс.
В такой ситуации, на мой взгляд, актуально создание союзов производителей и переработчиков мясной, молочной, овощной и другой продукции. Главная задача этих некоммерческих организаций – объединить усилия в обеспечении продовольственной безопасности Ставрополья, заняться лоббированием интересов членов своего Союза в административных и властных структурах, надзорных органах, изучением рыночной конъюнктуры, установлением единых правил на рынке, разработкой ценовой политики, обеспечивающей взаимный интерес партнеров. «Цеховые сообщества» должны будут наладить контакты с сельскими муниципальными образованиями по созданию базы данных о наличии сырья, интегрировать крупные хозяйства с предприятиями переработки в единую систему.
Наряду с расширением фирменной и розничной торговой сети надо придать новый импульс потребительской кооперации края, которая, кстати, пусть не в полном объеме, но сохранила сеть заготовительных пунктов, цехов переработки и магазинов. В условиях, когда частные крестьянские подворья, фермерские хозяйства, сельхозпредприятия готовы наращивать объемы, доля продуктов питания местного производства в торговой сети края должна постоянно расти, постепенно вытесняя с рынка «импорт». Ибо если не решим задачу по реализации производимой на Ставрополье продукции, нас ждет банкротство значительной части местных производителей продовольствия.
Чтобы помочь АПК, по–иному следует определить вектор развития ряда отраслей, которые безусловно способны обеспечить прорыв в занятости сельского населения. В первую очередь к ним относится виноградарская отрасль, которая, напомню, обеспечивает 30 тысяч рублей поступлений в казну края с одного гектара только в виде акцизов. Кроме того, каждые 100 га виноградников требуют 100 рабочих мест. Есть все основания ставить амбициозные задачи по увеличению производства и переработки винограда в три раза и только за счет этого довести объем акцизов в краевом бюджете до 500–600 млн. рублей. Но и это еще не все. Если замкнуть значительные объемы произведенного виноматериала на производство коньячных спиртов и в конечном итоге коньяка с нашим «Прасковейским» брендом, поступления в краевой бюджет можно увеличить до 2 млрд. рублей в год. Учитывая безработицу на селе, особенно в восточных районах, необходимо развивать производство винограда крестьянско–фермерскими и личными подсобными хозяйствами. Аналогичную занятость сельского населения и отдачу в бюджет может обеспечить и садоводство.
Что касается финансирования села, то негоже, когда ставка рефинансирования ЦБ снижается, а банки тем временем за счет дополнительных опций увеличивают расходы заемщиков по кредитам, или при перекредитовании в разы снижают первоначальную стоимость залогового имущества. Банки расширили перечень необходимых документов, усложнили процедуру и увеличили сроки получения кредитов. Налицо отсутствие согласованности банковской политики с государственной.
Важную роль должна сыграть программа развития сельского хозяйства Ставрополья: общий объем финансирования за три года составит 11,7 миллиарда рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 5,4 миллиарда рублей, бюджета края – 2,4 миллиарда рублей, внебюджетных источников – 3,9 миллиарда. Есть в ней, кстати, пункт и о социальном обустройстве жителей села. Ведь кризис – это не только экономическая, но и социальная катастрофа. Планируется в 2,2 раза увеличить ввод и приобретение жилья для селян, повысить обеспеченность питьевой водой до 82,6 процента и уровень газификации домов природным газом до 87,4 процента.
Для бюджетного обеспечения отрасли в этом году сделано все возможное, чтобы максимально сохранить прежние объемы финансирования. ГДСК в конце ноября приняла закон «О бюджете Ставропольского края на 2010 год», которым были учтены многие предложения депутатов нашего комитета. В итоге на развитие сельского хозяйства в текущем году из краевого бюджета будет выделено около 1,8 млрд. рублей, что на 300 млн. рублей ниже уровня прошлого года. Но, что важно, правительству и Думе удалось сохранить объемы субсидий сельскохозяйственным организациям на уплату процентов по кредитам и займам, на минеральные удобрения, приобретение сельскохозяйственной техники, поддержку овцеводства, племенного животноводства, элитного семеноводства, компенсацию гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, за реализуемые объемы животноводческой продукции. В полном объеме будут финансироваться программы по виноградарству и плодоводству.
В «аграрном» бюджете произошло сокращение финансирования по отдельным направлениям, а по некоторым его и вовсе не будет. Но это не значит, что нет других вариантов. Губернатор В. Гаевский принял решение, а депутаты его поддержали, что средства от реализации зерна регионального фонда будут направлены на развитие животноводства. В случае поступления дополнительных доходов будут увеличены расходы на повышение плодородия земель. Одним словом, бюджет 2010 года должен позволить аграрникам не только обеспечить динамичное развитие, но и выстроить качественно новую аграрную политику.
10 февраля 2010 года