Состоялась традиционная пресс-конференция руководства ФГУАП «Кавминводыавиа» в канун Дня гражданской авиации. И поговорить было о чем: буквально за неделю до встречи с журналистами на компанию обрушились две тяжеловесные новости. Сначала пресс-служба министерства экономического развития СК сообщила, что от федерального государственного унитарного авиационного предприятия отделят аэропорты, а спустя несколько дней глава правительства Владимир Путин одобрил предложение министра транспорта Игоря Левитина акционировать государственные авиакомпании, в том числе «Кавминводыавиа», и присоединить их к ОАО «Аэрофлот». Как ни крути, а это точка в 85-летней истории регионального авиапредприятия.
Генеральный директор ФГУАП «Кавминводыавиа» Василий Бабаскин

Генеральный директор ФГУАП «Кавминводыавиа» Василий Бабаскин

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

В кризисном 2009 году убытки многих российских авиапредприятий исчислялись миллиардами рублей. Нелегко пришлось и кавминводским авиаторам. Но и из кризиса они ухитрились извлечь пользу: заняли нишу, которую освободили другие авиакомпании. А именно: доставляли северян и сибиряков в Сочи и Анапу. Хорошо заработали, что позволило обойтись без увольнений в двухтысячном коллективе и полностью сохранить соцпакет. Более того, приняли на работу 129 человек, в основном молодых специалистов, и на 22 процента подняли заработную плату. Сейчас в среднем по предприятию она составляет 27 тысяч рублей. В итоге, как заявил генеральный директор ФГУАП «Кавминводыавиа» Василий Бабаскин, у людей сохранился оптимизм, вера в завтрашний день.

Разделение авиапредприятия на авиакомпанию и аэродром, по мнению Василия Бабаскина, шаг назад. На Западе исторически сложилось: сначала строили аэропорты, создавали инфраструктуру, а затем на все готовое прилетали авиакомпании. В Минеральных Водах, как и во многих других городах СССР, в местном аэропорту изначально был свой парк самолетов. На КМВ, в частности, действовал Минераловодский объединенный авиационный отряд. В жесточайший кризис 90-х годов ушедшего века его переименовали в Федеральное государственное унитарное предприятие, но структура оставалась прежней: аэродром и авиаотряд были единым целым.

– Я считаю, что такая структура себя оправдала, – отметил Василий Бабаскин. – Здесь получается технологически замкнутый цикл: от реализации билета до отправки пассажира.

А теперь, по мнению гендиректора, резать придется «по живому». Да, служба бортпроводников, летная служба однозначно отходят к авиакомпании. А как делить экономистов, менеджеров, финансистов? В огромном здании аэропорта сейчас располагаются девять различных служб. Половина из них отойдет к частной авиа-компании «Аэрофлот», другая останется в аэропорту — в собственности Росимущества. Как делить помещения? А тут еще объявился третий собственник – взлетно-посадочной полосой будет владеть московская фирма «Администрация гражданских аэропортов». Аэропорту теперь придется арендовать ВПП, причем за немалые деньги.

Строительство второй взлетно-посадочной полосы аэропорта «Минеральные Воды» – отдельная тема пресс-конференции. Многие местные политики сделали себе имя, поднимая общественность на борьбу с проектом, по их мнению, пагубным для экологии и здоровья минераловодцев. Когда же стало ясно, что Москву мнение провинциальных деятелей мало интересует, и стройка началась, попытались повести народ в крестовый поход против тяжелой техники подрядчика, которая разбивала и без того никудышные городские дороги. В конце концов досужие минераловодцы ударили в колокола: мол, генподрядчик «Камдорстрой» бетонку кладет, скорее, в расчете на мопеды, чем на многотонные авиалайнеры. Транспортная прокуратура проверила – сигналы подтвердились. На бракоделов завели дело, обязали за свой счет переделать те участки ВПП, где строители напортачили.

Что-либо сказать о следствии по этому делу Василий Бабаскин отказался: его, мол, интересует только строительство. А оно продвигается. Недочеты генподрядчик устранил, готов в сжатые сроки завершить проект. Весь вопрос в финансировании – требуется еще около миллиарда рублей. Деньги огромные, особенно в кризисный год. Но теперь, когда «Минеральные Воды» становятся главным аэропортом вновь созданного федерального округа, деньги непременно найдут, считает Василий Бабаскин. А коли так, то вторая ВПП, возможно, уже в этом году вступит в строй.

Если об отделении от авиапредприятия аэропорта «Минеральные Воды» Василий Бабаскин откровенно сожалел, то по поводу предстоящего изъятия аэропорта «Ставрополь», кажется, готов богу свечку поставить.

– На содержание аэропорта «Ставрополь» наше авиапредприятие ежегодно перечисляет по 50 миллионов рублей. Если бы эти деньги оставались в Минеральных Водах, нам бы жилось куда веселее.

Долгое время нерентабельность аэропорта краевой столицы объясняли тем, что у него нет допуска к международным рейсам. Правительство края добилось: из «Ставрополя» разрешили летать за границу. И что?

– Турецкий туроператор и компания «Оренбургские авиа-линии» решили было открыть рейсы из Ставрополя на Стамбул и Анталию. Сделали по одному рейсу и перешли в Минеральные Воды, – рассказал Василий Бабаскин.

И конечно, всех интересует будущее аэропорта «Ставрополь» после передела собственности. Помимо тех 50 миллионов рублей, что до сих пор отдавали на покрытие его убытков минераловодские авиаторы, администрации «Ставрополя» придется изыскивать еще 50 миллионов на аренду взлетно-посадочной полосы: она-то станет собственностью «Администрации гражданских аэропортов». Дадут ли москвичи деньги? Не исключено, что опять придется просить помощи у правительства края... И все-таки создание Северо-Кавказского округа для минераловодских авиаторов – это большой плюс. Аэропорт «Минеральные Воды» автоматически приобретает гораздо более высокий статус. Василий Бабаскин уверен, что значительно увеличится количество пассажиров, потекут инвестиции. Да и «Аэрофлот» будет иными глазами смотреть на свое провинциальное подразделение на Северном Кавказе: обновит парк самолетов, материальную базу. Ну а к числу главного минуса можно отнести тот факт, что огромные красные буквы «КМВ» исчезнут с фюзеляжей самолетов. Очень жаль...

Николай БЛИЗНЮК