Счетчик электрический

К сожалению, далеко не все «проводники» реформы на местах имеют четкое представление о том, что от них требуется, — слишком много вопросов пока остаются без ответов. Напомню, речь идет о реализации принятого в ноябре прошлого года 261-го Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». И в соответствии с ним нужно к январю 2012 года перевести все объекты в режим энергоэкономии и при расчете оплаты за коммунальные ресурсы перейти на начисления по фактическому потреблению.

По словам первого зампреда комитета О. Силюковой, среднестатистический многоквартирный дом в России потребляет в полтора-два раза больше тепла, чем такой же дом в Европе. Возможности экономить энергоресурсы и собственные деньги есть и у россиян. Как показывает практика, приборы учета, устанавливаемые на объектах жилфонда, позволяют определить реальные объемы потребления тепла, воды и электричества. Обычно они оказываются на 25-30 процентов ниже расчетных нагрузок.

Вместе с тем большие вопросы вызывают сроки, отведенные на оборудование объектов-потребителей энергоресурсов счетчиками: два года. При том что многоквартирные дома должны быть оснащены и общедомовыми, и индивидуальными приборами учета на каждый вид ресурсов. Понятно, речь идет о средствах весьма солидных. Изыскивать их придется в основном многострадальному собственнику, на которого теперь возлагается еще и ответственность за приведение изношенного жилищного фонда в соответствие с нормами энергоэффективности. Какую-то часть объектов удастся оборудовать коллективными счетчиками в рамках госпрограммы. Но охватить все 11 тысяч многоэтажек Ставрополья нереально. Что же касается внутриквартирных счетчиков, то здесь картина вырисовывается еще более неопределенная. Кто и каким образом сможет заставить миллионную армию собственников квадратных метров своевременно раскошелиться на их установку, пока неизвестно.

При этом закон, как это часто бывает с государственными инициативами в России, определяет лишь конечную цель и обозначает сроки ее достижения, а вот «маршрут» придется изобретать на местах. Уже в мае собственные разработки по энергосбережению должны представить ставропольские ГУПы и МУПы, а также организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности. А к августу нужно разработать региональную и муниципальные программы по повышению энергетической эффективности. Однако органы местного самоуправления пока не могут включиться в эту работу, поскольку федеральный центр до сих пор не утвердил необходимые документы, хотя брал на себя обязательства сделать это до 1 февраля.

Краевое министерство промышленности, энергетики, транспорта и связи разработало законопроект, который, как ожидается, станет серьезным подспорьем на пути реализации энергореформы. Как сообщили представители «Ставропольского центра энергосбережения», проект предусматривает несколько важных моментов, в том числе создание в крае рынка энергосервисных услуг. Это означает, что специализированные организации на договорной основе будут проводить обследование объектов, потребляющих коммунальные ресурсы, и выдавать рекомендации по повышению их энергоэффективности. Такие фирмы, отметил А. Скорняков, объединятся в саморегулируемые организации на местах и все вместе войдут в единую краевую СРО.

А между тем ресурсоснабжающие организации, похоже, осознали, какой бонус преподнес им законодатель. Дело в том, что 261-й ФЗ разрешает таким предприятиям за свой счет устанавливать общедомовые приборы учета, а затем возмещать понесенные расходы из кошельков владельцев жилья. По этому пути решило идти, к примеру, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро». Его генеральный директор В. Пашков заявил, что предприятие начнет, не дожидаясь 2012 года, устанавливать приборы учета в местах общего пользования.

Наталия КОЛЕСНИКОВА

По неизвестному маршруту / Газета «Ставропольская правда» / 6 февраля 2010 г.