Борис Булгаков: на Ставрополье снижается количество ДТП
– Радует то, что уже второй год подряд на Ставрополье наблюдается устойчивая тенденция снижения количества дорожно–транспортных происшествий. Если оперировать абсолютными числами, картина складывается следующая: количество ДТП по сравнению с 2008 годом снизилось на 14 происшествий (с 2810 до 2796), в них потеряно на 31 жизнь меньше (всего погибших 440), на пять человек меньше раненых (3702). Уменьшился детский дорожно–транспортный травматизм: на 20 процентов сократилось количество погибших в автоавариях, на семь человек меньше раненых. Сокращена и тяжесть последствий ДТП с 11,3 процента от общего количества автоаварий в 2008 году до 10,6 в минувшем.
– Борис Федорович, несмотря на то, что в целом по краю показатели аварийности и смертности на дорогах ниже прошлогодних, имеются ли у Госавтоинспекции резервы для дальнейшего улучшения ситуации?
– Безопасность дорожного движения должна рассматриваться как глобальная проблема, она не может быть решена действиями лишь отдельных органов, а требует коллективных усилий со стороны всего общества. Водители и пешеходы должны осознавать, что от соблюдения ими Правил дорожного движения зависит, в конечном счете, и их жизнь. В то же время участники дорожного движения должны помнить, что каждый факт противоправного поведения будет незамедлительно пресечен, а правонарушитель понесет наказание.
– Какие виды дорожно–транспортных происшествий чаще всего фиксировались в 2009 году?
– Это столкновения транспортных средств, их зарегистрировано 1208, второе место – наезды на пешеходов (783 ДТП), на третьем месте опрокидывания (326 ДТП). Наиболее распространенными причинами совершения дорожно–транспортных происшествий явились такие нарушения, как несоблюдение очередности проезда, несоответствие скорости конкретным условиям, выезд на полосу встречного движения и неправильный выбор дистанции.
– Львиная доля ДТП случается из–за неудовлетворительного состояния улично–дорожной сети. Что делается в этом направлении?
– Автомобильные катастрофы не являются «несчастными случаями» – это зачастую последствия неудовлетворительного состояния автодорог, пренебрежения к исполнению своих обязанностей со стороны владельцев дорог. Конечно же, и от водителя зависит многое, но, прежде чем требовать от него законопослушания, необходимо создать ему соответствующие условия. Дороги Ставропольского края с каждым годом становятся все более загруженными, создавая целый спектр проблем для участников дорожного движения и угрозу их безопасности. При этом инвестиции в дорожную безопасность и отрасль в нашем крае остаются крайне низкими. Как следствие, каждому четвертому ДТП на Ставрополье сопутствуют неудовлетворительные дорожные условия. Если говорить сухим языком статистики, в 2009–м случилось 653 таких автоаварии. В целях профилактики дорожно–транспортных происшествий, сопутствующей причиной которых могут явиться неудовлетворительные дорожные условия, и устранения имеющихся недостатков в состоянии улично–дорожной сети и технических средств организации дорожного движения, угрожающих безопасности дорожного движения, нами выданы 7744 предписания должностным и юридическим лицам дорожно–коммунальных и других организаций. Невыполнение предписаний стало причиной привлечения к административной ответственности 635 должностных и юридических лиц. Но, несмотря на принимаемые Госавтоинспекцией меры, пока не удалось достичь полного взаимопонимания с владельцами автодорог и органами местного самоуправления. Руководители администраций просто не слышат Госавтоинспекцию, постоянно ссылаясь на отсутствие финансовых средств для обустройства и освещения дорог, сооружения тротуаров, пешеходных переходов и мест для парковки, что особенно актуально, например, для Ставрополя. Хотелось бы напомнить автовладельцам, что при ДТП, вызванных неудовлетворительными дорожными условиями, они имеют право предъявить судебный иск по возмещению ущерба к собственнику дороги. И если ставропольцы будут более активно отстаивать в судах свои права, может, тогда и дороги станут гораздо безопаснее и комфортнее.
– Все знают, как ревностно вы относитесь к безопасности пассажироперевозок. Какие результаты дала в прошлом году операция «Автобус»?
– В ходе операции «Автобус» было выявлено свыше 30 тысяч нарушений ПДД, допущенных водителями пассажирского автотранспорта. По фактам выявленных недостатков выдано около полутора тысяч предписаний, 835 должностных лиц автотранспортных предприятий привлечены к ответственности, запрещена эксплуатация 8373 неисправных транспортных средств. Проверки показали, что в специализированных предприятиях часто нет должного контроля за техническим состоянием транспорта, который перед выходом на линию осматривается формально, а иногда и вовсе не осматривается. Мероприятия по повышению уровня профессионального мастерства с водительским составом не проводятся, поэтому уровень транспортной дисциплины не выдерживает никакой критики.
– Какие технические новшества для обеспечения безопасности дорожного движения ждут нас в этом году?
– С июля 2009 года в Ставрополе эксплуатируется один комплекс автоматической видеофиксации «Арена». Он уже зафиксировал более пяти тысяч нарушений правил дорожного движения. С момента установки «Арены» на контролируемом участке не допущено ни одного дорожно–транспортного происшествия, в результате которого пострадали люди. Сейчас на территории Шпаковского района завершен монтаж еще двух камер автоматической фиксации нарушений ПДД. Введены в эксплуатации два мобильных комплекса автоматической видеофиксации. В феврале–марте этого года планируется осуществить монтаж еще двух стационарных видеофиксаторов в Шпаковском районе.
– Давайте поговорим о таком важном аспекте, как качество обучения в автошколах, ведь от уровня подготовленности кандидатов в водители зависит, и в немалой степени, ситуация с аварийностью на дорогах. Некоторое время назад много говорилось о необходимости введения автоматизированных автодромов и иных интеллектуальных систем обучения водителей. Потом разговоры затихли. Неужели тема стала неактуальна?
– Напротив, очень актуальна. В прошлом году с участием водителей со стажем до трех лет было совершено 335 ДТП. Качество подготовки водителей слишком далеко от совершенства и только ухудшается: по нашим данным, в прошлом году квалификационные экзамены с первого раза сдали лишь 37,5 процента претендентов, в 2008 году – 40,6 процента. В нашем крае автошкол более полутора сотен. И обилие это привело к битве за клиента, где все средства хороши. В погоне за прибылью автошколы экономят на материально–технической базе, оборудовании, заработной плате инструкторов и так далее. Практическому вождению уделяется всего 40 часов, что крайне недостаточно для приобретения навыков в транспортном потоке. И как результат – уровень подготовки новоиспеченных водителей оставляет желать лучшего. Что касается организации автоматизированных автодромов, то соответствующее постановление временно приостановлено. А сама идея очень хорошая – такие автодромы, на мой взгляд, очень востребованы. Что касается интеллектуальных систем обучения водителей, то если речь идет об использовании новых информационных технологий, то сейчас в некоторых организациях, осуществляющих подготовку кандидатов в водители, уже применяется моделирование процесса управления транспортным средством с использованием программного обеспечения.
– Выпавший снег принес много радости детворе и очередную головную боль сотрудникам Госавтоинспекции: взрослые участники дорожного движения то и дело попадают в «погодные» ДТП, ребятня же устраивает «веселые горки» зачастую в опасной близости от трасс. Как справляетесь с этой напастью?
– Прежде всего хотелось бы обратиться к совершеннолетним жителям края. Если вы видите, что дети катаются на санках в неположенном месте с риском для жизни, не оставайтесь равнодушными, пресекайте эти действия, чтобы избежать трагических последствий! Обращайтесь в ЖКХ, чтобы уничтожить такие горки! К примеру, с начала месяца по инициативе ГИБДД было ликвидировано 33 таких опасных участка.
В заключение хочу обратиться ко всем участникам дорожного движения с напоминанием, что не культ лихачества и вседозволенности, а высокая культура поведения, взаимное уважение водителей и пешеходов, строгое и безукоризненное соблюдение правил дорожного движения должны стать нравственной нормой поведения на дороге.
28 января 2010 года