00:00, 26 января 2010 года

Высоцкий в Ставрополе

В минувшие выходные в одном из музыкальных клубов Ставрополя состоялся вечер памяти. Собравшиеся поклонники таланта В. Высоцкого слушали записи его песен, смотрели отрывки из кинофильмов и спектаклей, в которых был занят Владимир Семенович, делились информацией о жизни и творчестве артиста.

Ставрополю посчастливилось принимать Высоцкого далекой осенью 1978 года. Владимир Семенович за восемь дней дал в краевой столице двадцать четыре концерта. Его сопровождали ансамбль «Здравствуй, песня!» под руководством Аркадия Хаславского и друг Всеволод Абдулов. Высоцкий уговорил его поехать с ним. Дело в том, что В. Абдулов за год до этого попал в автоаварию, перенес сильнейшее сотрясение мозга, и у него очень серьезно пострадали центры памяти.

Высоцкий заставлял выходить друга на сцену, чтобы тот читал свои стихи о войне между циклом песен, посвященных Великой Отечественной. Зачастую Абдулов напрочь забывал собственные строки и ему на помощь приходил Высоцкий, на память читая стихи друга. Всеволод Осипович тогда просто стоял на сцене молча. Случалось, что за весь концерт он не произносил ни слова. «Терапия Высоцкого» в конце концов помогла. Когда на будущий год он гастролировал в Средней Азии, то Абдулов произносил свои тексты уже без запинки. Здоровье возвращалось, что позволило Абдулову сыграть роль Соловьева в фильме «Место встречи изменить нельзя», а затем вернуться в театр.

Помимо концертов, были у Высоцкого и встречи с почитателями его таланта. Об одной из них писала и наша газета: «На днях В. С. Высоцкий и актер Московского художественного академического театра В. О. Абдулов побывали в клубе творческих встреч редакции газеты «Ставропольская правда». Владимир Семенович рассказал журналистам краевых газет о работе в театре и кино, о гастрольных поездках по Советскому Союзу и за рубежом, о своих творческих планах и планах театра».

Вот что вспомнила сотрудница редакции Галина Кинеева: «Высоцкий был у нас в Клубе творческих встреч. Тогда наша редакция была еще на проспекте Карла Маркса. Эту встречу организовала заведующая отделом культуры Тамара Владимировна Войнова, несколько лет назад она погибла в «Норд­Осте».

Встреча прошла на ура! В не очень большой зал набилось много народу, в том числе были и те, кто у нас не работал, а пришли послушать Высоцкого. Он нам сразу сказал, что петь не будет, а станет только отвечать на вопросы. Продолжалась встреча часа полтора. Вопросы задавались самые разные. Я по натуре очень эмоциональный человек, а тут – такая неожиданная встреча, восторгам и радости не было предела. Фонограмму, к сожалению, никто не делал.

Потом мы сфотографировались на память, и эта фотография сохранилась в моем архиве. На снимке слева направо: Иван Шляхтин, Римма Шимоненко, Элла Стыценко, Владимир Высоцкий, Галина Кинеева, Татьяна Шляхтина».

Однажды, во время пребывания в Ставрополе, Высоцкий попал в гости к директрисе ставропольского ликероводочного завода. Специально для Высоцкого она заказала раков, которые неделю лежали в ванне с молоком. «Когда мы вернулись в гостиницу, Володя сказал по этому поводу: «Совсем обалдели: раков – в молоке! Люди сошли с ума...» ­ вспоминал потом Николай Тамразов, режиссер, поэт­певец, профессор, «золотой голос России», бывший в поездке по Ставрополью с гастрольной группой Высоцкого.

После Ставрополя Высоцкий дал два концерта в Кисловодске, а затем дважды выступил в Пятигорске.

Кстати, редкий случай: после концертов в Пятигорске в газете «Кавказская здравница» появилась положительная рецензия. «Соблюдая композиционную целостность, – писал журналист Р. Агаханов, – актер умело, тонко соединяет в выступлениях три звена своей теоретической деятельности. Разговор о театре сменяет песня, гитарные переборы – эпизод, связанный со съемками в кино, реплика в зал – улыбка».

Надо сказать, что Пятигорску повезло больше. Владимир Семенович посетил этот город еще в 1979 году. 14 сентября было записано интервью, прошедшее в эфир только один раз, затем пленка была стерта, сохранился лишь небольшой фрагмент. К счастью, осталась полная фонограмма. Самый, пожалуй, известный вопрос из того интервью: какой вопрос он хотел бы задать самому себе: «Сколько мне еще осталось лет, месяцев, недель, дней и часов творчества? Вот такой я хотел бы задать себе вопрос. Вернее, знать на него ответ», – ответил Высоцкий.

Теперь мы знаем этот ответ. Высоцкому оставалось десять месяцев и десять дней...

(Использованы материалы с сайта Марка Цыбульского).