00:00, 22 января 2010 года

Уголовный розыск: в жизни не как в кино

В кабинете заместителя начальника ОВД по Петровскому району, начальника криминальной милиции Владимира Левина не перестает звонить телефон, заходят подчиненные, решаются важные вопросы и висит коромыслом табачный дым. Левин много курит – старая привычка сыскаря, говорит, помогает сосредоточиться. Начальник, хоть и возглавляет много лет криминальную милицию, в состав которой входит уголовный розыск, в душе остается опером. Это его родная служба, в угрозыске он начинал рядовым сотрудником. Теперь вот руководит криминальной милицией и, естественно, держит руку на пульсе каждого уголовного дела.

Пока подполковник Левин решает очередной рабочий вопрос, осматриваюсь в его кабинете. На полочках юридическая литература, деловые папки, трубка (как без нее сыщику?!) и пачка денег, очень внушительная. Подполковник отслеживает направление моего взгляда (профессионал!) и говорит:

– Так и напишите, что мы с операми – миллионеры, – и тут же улыбается, – «кукла» это.

Если чем и богаты сотрудники уголовного розыска, то работой – нарушители не дают покоя ни днем ни ночью, ни в будни, ни в праздники. Вот мы часто смотрим по телевизору истории киношных оперов. Настоящие говорят, что это на 90 процентов – вымысел. Их работа совсем другая, хотя приходится и в засадах сидеть, и вооруженных преступников голыми руками брать. Правда, вся эта профессиональная «романтика» – тема закрытая, об этом не принято рассказывать. Сыщики вообще люди немногословные.

И все–таки попробуем. Возьмем начальника угро Андрея Ковалева. Плечистый, крепкий, основательный русский мужик, на коих держится земля–матушка. Спокойный, немногословный. Как профессионалу ему нет цены. Начинал в 90–м в должности опера, прошел все ступени профессионального роста, далеко не первый год возглавляет розыск. Как раз тот человек, который знает всю подноготную районной преступности. Сколько интересных дел он раскрыл вместе со своими ребятами! В структуре уголовного розыска трудятся 16 человек, есть две особые группы: одна, так называемая убойная, занимается убийствами и преступлениями против личности, другая специализируется на поиске объявленных в розыск преступников, без вести пропавших, а также устанавливает личности неопознанных тел. Кстати, этим нелегким даже для мужчин делом совсем недавно здесь занималась молодая женщина — оперуполномоченный старший лейтенант Ирина Виноградская, сейчас она по контракту служит в Чечне и уже получила звание капитана.

Кроме работающих в группах сотрудников, остальные опера отвечают за конкретные территории района. За каждым закреплено пять–семь участков. И не надо разбираться, где ситуация спокойнее — в городе или селе. И там и там чаще орудуют гастролеры. Вот недавний пример. В Николиной Балке ограбили почту – разобрали стену и проникли внутрь. Преступника искали по всему краю, задержали в Невинномысске: курьезный случай, во время очередного ограбления вор просто застрял в проеме стены. Кстати, воровством он начал промышлять еще в эпоху развитого социализма, всегда обчищал только почты, и способ проникновения у него был один – через пролом в стене. Работал пожилой вор с сообщником… кошкой. Он ее первой впускал в здание и проверял, сработает сигнализация или нет.

Это один из немногих случаев, когда можно улыбнуться, пусть и с долей грусти. Чаще операм приходится сталкиваться с людьми опасными и хитрыми. Не так давно раскрыли дерзкий грабеж, который совершила интернациональная группа: два чеченца и русский. Скрывалась троица в Чечне, за ними петровские сыскари побегали по горам. Чеченская милиция оказывала всестороннюю помощь, от сотрудничества осталось хорошее впечатление: нормальные ребята работают там, им приходится ох как нелегко! Такое дело, наверное, и не может быть легким. Хорошо, что на помощь приходят новые технологии, активно используется полиграф, проще говоря, детектор лжи. Несколько дней назад помог он вывести на чистую воду педофила, который совершил развратные действия в отношении малолетней девочки. В оправдание он придумал оригинальную версию – перепутал девчушку с ее мамой. Но обмануть детектор ему не удалось.

Увы, и без «глухарей» не обходится, да и не может обойтись. Есть дела из разряда очень трудно распутываемых, особенно это относится к так называемым заказным преступлениям. Но у настоящих сыскарей такая хватка, что в конце концов и самые, казалось бы, безнадежные дела раскрываются.

Еще несколько лет назад о маньяках, педофилах, «заказухах» мы слышали только по телевизору. Теперь эти страшные преступления знакомы не понаслышке в тихой провинции. И первыми встречают это зло сотрудники уголовного розыска. Они стоят на пути грязи и нечисти, чтобы горе и беда не приходили к нашим очагам, чтобы страх не знал дороги на наши улицы. А в их домах их ждут жены и дети, молятся за них мамы...

Петровский район.

Лариса ПАВЛОВСКАЯ
«И кошка не помогла»
Газета «Ставропольская правда»
22 января 2010 года