Безусловно, одним из самых неприятных последствий финансово-экономического кризиса для российских регионов стала непредсказуемость развития бюджетообразующих секторов экономики и конкретных предприятий. И именно в таких условиях – когда почти не оставалось свободы в распоряжении бюджетными средствами – пришлось работать в минувшем году организатору и координатору бюджетного процесса – минфину Ставропольского края. О том, как это сказалось в итоге на экономике и социальной сфере региона, мы беседуем с первым заместителем председателя правительства – министром финансов СК В. Шаповаловым.
Владимир Шаповалов

Владимир Шаповалов

© Фото: из архива газеты «СП»

– Владимир Гаврилович, когда подводятся финансовые итоги, без цифр не обойтись. Как, по оперативным данным, выглядит исполнение бюджета-2009?

– Итак, по доходам оно составило 49,8 млрд. рублей, или 99,9% к плану, а по расходам – 54,8 млрд. рублей, что составляет 96,9% плановых назначений. Как видим, дефицит сложился в объеме 4,98 млрд. рублей, и для его покрытия были привлечены кредитные средства.

Нельзя при этом не сказать, что впервые за последние несколько лет не выполнен план по сбору налогов в бюджет. Ниже плановых оказались поступления от налога на имущество организаций, акцизы, доходы от оказания платных услуг. Но исполнение тем не менее составило 97,6 процента – это 26,1 млрд. рублей, что соответствует объему доходов, поступивших в 2008 году. Проще говоря, хотя план по доходам не был выполнен, сохранение в кризисный год их объема на уровне предыдущего года – уже неплохой результат. Тем более что Минфином РФ для группы регионов, в которую входит Ставрополье, изначально прогнозировалось 18-процентное снижение доходов. Фактически же оно составило к уровню 2008 года 2,2%.

– Тем не менее наша газета неоднократно писала об изменениях, которые в течение года претерпевал бюджет…

– Да, кризисные явления в экономике не могли не сказаться как на поступлениях доходов, так и на направлениях бюджетной политики. Прежде всего в начале прошлого года мы были вынуждены сократить планируемые объемы поступления налогов: первоначальный план по их сбору, не учитывающий последствия кризиса, был бы исполнен только на 74,6%. При этом правительством края проводилось поэтапное сокращение бюджетных расходов, чтобы они соответствовали реальным финансовым возможностям. Так, в течение 2009 года план по налоговым и неналоговым доходам был сокращен более чем на 8,2 млрд. рублей, расходы по отдельным направлениям снизились на 3,67 млрд. рублей. Оперативно с учетом новых направлений, определенных на федеральном уровне как антикризисные меры, была скорректирована и бюджетная политика.

Например, несмотря на сокращение объемов поступления налогов в бюджет, была снижена ставка по налогам, уплачиваемым в краевой бюджет субъектами малого бизнеса. Кроме того, край в целях привлечения дополнительных финансовых средств принял участие в конкурсных отборах регионов России, бюджетам которых предоставляются средства для оказания поддержки малого и среднего предпринимательства. Победа в конкурсах позволила дополнительно привлечь из федерального бюджета 377,5 млн. рублей, а общий объем средств, направленный на эти цели, составил 440,3 млн. рублей. Столь существенная поддержка малому бизнесу государством еще не оказывалась.

Более того, край принимал участие практически по всем направлениям, по которым Федерация проводила антикризисные мероприятия, внося соответственно корректировки в бюджет. Это меры по обеспечению занятости населения, приобретению коммунальной и специализированной техники и автотранспорта, капремонту жилья и т.д.

– Владимир Гаврилович, насколько сильно край продолжает зависеть от помощи федерального бюджета?

– В минувшем году объем такой помощи из федерального бюджета достиг 23,7 млрд. рублей. Таким образом, уровень финансовой автономии краевого бюджета составляет 52,4%. Наша «зависимость» от Федерации, по сравнению с 2008 годом, возросла на 4,4%. Но не могу сказать, что это плохой показатель: почти половина (49%) средств была направлена на конкретные цели. Что характеризует в числе прочего и результативность деятельности краевого правительства по привлечению максимально возможного объема средств из федерального бюджета для решения внутренних проблем региона.

Всего на условиях софинансирования в край привлечено 5,3 млрд. рублей для обеспечения расходов по 57 направлениям. Если учесть, что для выполнения условий софинансирования из краевого бюджета выделено 2,1 млрд. рублей, получается: на каждый рубль краевых средств пришлось почти 2,5 рубля федеральных.

– И тем не менее, как вы упомянули выше, плановые назначения по расходам в 2009 году не были выполнены. То есть край исполнил не все взятые обязательства?

– Исполнение краевого бюджета по расходам на 96,6% отнюдь не означает этого: оплачены все предъявленные главными распорядителями бюджетных средств расчетно-платежные документы. Неполное же освоение выделенных ассигнований объясняется, как правило, экономией ресурсов, сложившейся в результате проведения конкурсных процедур по отбору поставщиков товаров, выполнения услуг и работ, а также неисполнением отдельными подрядчиками их обязательств.

К слову, хотел бы отметить, что комитетом по госзаказу в 2009 году проводилась работа по привлечению государственных и муниципальных заказчиков к наиболее эффективному аукциону в электронной форме. Это позволило как повысить прозрачность процедур, так и расширить круг участников торгов и добиться существенной экономии бюджетных средств. Общий объем размещенных заказов составил за год 7,5 млрд. рублей, экономия же бюджетных средств по всем формам размещения госзаказа достигла 303, 6 млн. рублей, или 6,9% от суммы размещенных заказов.

– Теперь о социальной составляющей, на которую уже не первый год ориентирован краевой бюджет. В полной ли мере в прошлом году региональная казна осилила эти расходы?

– Законом о бюджете на 2009 год был определен перечень приоритетных позиций, по которым в первую очередь и производилось финансирование расходов. Это выплата зарплаты бюджетникам, обслуживание и погашение государственного долга, финансовая помощь местным бюджетам, социальные выплаты населению, коммунальные услуги, медикаменты, лечебные расходы, продукты питания. Объем средств, направленных на эти статьи, составил 76,6% от общей суммы расходов краевого бюджета. Эта сумма в 41,9 млрд. рублей очень внушительная, но зато в новый финансовый год наш край вступил без задолженностей по названным выплатам.

Что касается социальной направленности бюджета, я бы подчеркнул ее яркую выраженность. В основном это обусловлено выделением значительного объема средств на обеспечение мер соцподдержки региональных льготников и изменением формы их предоставления – переходом на ежемесячную денежную выплату вместо льгот в «натуральном» выражении. Не стоит также забывать и о внедрении отраслевых систем оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы. Только для госучреждений на внедрение НСОТ было направлено 2,9 млрд. рублей. Плюс 1,4 млрд. рублей на эти цели для муниципальных образований было учтено при определении объемов финансовой помощи местным бюджетам. Как результат – средняя зарплата в госучреждениях социально-культурной сферы возросла на 32% и составила 9979 рублей, в муниципальных учреждениях – на 25%, достигнув 9715 рублей.

Именно доля расходов на оплату труда и является одним из основных показателей, характеризующих степень социальной направленности бюджета. В отраслях социальной сферы «зарплатоемкость» в 2009 году составила 22,8%, что соответствует (с небольшим, на 0,2% снижением) уровню 2008 года.

Средние расходы на одного регионального льготника и вовсе выросли. Для ветеранов труда и ветеранов труда края – с 665,7 до 1200 рублей. Для тружеников тыла – с 571,3 до 900, для реабилитированных граждан – с 486 до 1200, для лиц, пострадавших от политических репрессий, – от 507,9 до 900 рублей, на одного ребенка из многодетных семей – с 84,7 до 200 рублей. Учитывая индексацию, в итоге в 2009 году только за счет средств бюджета края на предоставление мер социальной поддержки различным категориям граждан было выделено 7,6 млрд. рублей. Прирост к 2008 году составил 49,7% (2,6 млрд. рублей).

– Но ведь ни цены, ни тарифы ЖКХ на месте тоже не стояли…

– Это вопрос особой значимости, и потому государственному регулированию цен и тарифов на услуги естественных монополий и ЖКХ уделяется пристальное внимание. В зависимости от набора, размера тарифов и объемов коммунальных услуг индекс изменения размера платы граждан за весь набор коммунальных услуг в 2009 году составил в среднем 125,8%. Это, согласитесь, немало, если учесть, что спад производства в первой половине 2009 года привел к временному сокращению рабочих мест и размера официально выплачиваемой зарплаты. Но вместе с тем выросли и объемы поддержки населения. Первоначально в бюджете на 2009 год были предусмотрены средства на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 970,3 млн. рублей. Однако в течение года в связи с ростом числа получателей данной помощи и увеличением размера субсидии на семью расходы были увеличены до 1185,8 млн. рублей. Субсидиями воспользовались 107,2 тысячи семей – на 28,95 тысячи больше, чем в 2008 году. При этом средний размер субсидии на семью составил 1260 рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом более чем на 35%.

Кроме того, в текущем году индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги составит уже 116,9%. Темпы роста замедлятся практически по всем тарифным позициям. В 2010 году подходы краевого правительства в сфере тарифного регулирования останутся прежними – сохранится контроль за тарифами в социально значимых сферах.

– Однако, понятно, что это отнюдь не решает многочисленных проблем в сфере ЖКХ. Наверное, существенной в этом плане оказалась помощь Фонда содействия реформированию ЖКХ?

– Да, как известно, в регионе осуществляется реализация адресных программ «Капитальный ремонт многоквартирных домов на 2008-2011 годы» и «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году». Общий объем средств, выделенных в прошлом году за счет бюджетов всех уровней на реализацию программ, составил 1367,2 млн. рублей. Их участниками стали Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Минеральные Воды, Георгиевск, Михайловск, поселок Первомайский. В 2009 году проведен капремонт 296 многоквартирных домов, а для переселения жителей края из аварийного жилищного фонда построено 5524,4 кв.м жилья.

Правительством Ставрополья были предприняты меры и по улучшению жилищных условий населения: из федерального и краевого бюджетов на эти цели потрачено 677,4 млн. рублей. В результате жилищные проблемы решили 1430 семей: это дети-сироты, ветераны и инвалиды, молодые семьи, специалисты, проживающие в сельской местности.

– Владимир Гаврилович, будучи не так давно гостем пресс-клуба «Ставропольской правды», в числе основных приоритетов бюджетной политики, помимо «социалки», малого и среднего бизнеса, коммунальной сферы, вы называли поддержку села. Что удалось сделать?

– Особо подчеркну, что в прошлом году повышенное внимание уделялось вопросу обеспечения населенных пунктов питьевой водой. На эти цели затрачено 105,3 млн. рублей бюджетных средств, что позволило провести реконструкцию 34 км водоводов на территории семи районов края. В результате обеспеченность сельского населения питьевой водой повысилась с 72 до 77,5%.

Но в данном случае важно, что не только село само по себе и социальная сфера являлись получателем бюджетных средств. Несмотря на сложные экономические условия, немалые средства направлялись в инвестиционно-строительную сферу. На строительство объектов было направлено 1455 млн. рублей, из них: на объекты для государственных нужд – 777 млн. рублей, на объекты муниципального значения – 678 млн. рублей. Из общего объема средств, выделенных из краевого бюджета на инвестиции в объекты капстроительства, 558 млн. рублей были направлены на софинансирование объектов, включенных в федеральные адресные и инвестиционные программы. Это позволило, кстати, привлечь из федерального бюджета 443,4 млн. рублей для реализации на территории края мероприятий таких федеральных целевых программ, как «Социальное развитие села до 2012 года», «Жилище», «Развитие физической культуры и спорта в РФ в 2006-2015 годы». По предварительным отчетам, введены или подготовлены к вводу в эксплуатацию 82 пусковых комплекса. Это объекты образования, здравоохранения, соцобеспечения и культуры, ЖКХ и т.д.

– Об оптимизме на этот год, безусловно, говорить сложно. Но тем не менее, хотя бы в общих чертах, каковы ближайшие перспективы?

– Как и в прошлом году, деятельность министерства финансов края направлена на реализацию решений, принятых правительством края в части их финансового обеспечения, реформирование бюджетного процесса, дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений и применение механизмов, обеспечивающих эффективное использование бюджетных средств. Пока еще сложно говорить о перспективах исполнения бюджета в новом финансовом году. Но одно можно сказать с уверенностью: будут предприняты все меры для выполнения достаточно напряженного плана по доходам (он увеличен по сравнению с 2009 годом на 9%), не будут допущены срывы по выплате заработной платы и выполнению социальных обязательств перед населением. И столь же оперативной, как в прошлом году, будет реакция на изменяющиеся реалии нашей жизни. Достаточно сказать, что министерством финансов края уже подготовлен проект закона, вносящий определенные изменения в краевой бюджет-2010.

Юлия ЮТКИНА

Об оптимизме сложно говорить / Газета «Ставропольская правда» / 22 января 2010 г.