Лариса Коноплева – режиссер Буденновского народного театра «Заря»

Лариса Коноплева – режиссер Буденновского народного театра «Заря»

© Фото: Татьяна ВАРДАНЯН

Буденновский народный театр «Заря»: обсуждение с актерами новой пьесы

Буденновский народный театр «Заря»: обсуждение с актерами новой пьесы

© Фото: Татьяна ВАРДАНЯН

В историю коллектива «Зари» навсегда вписаны страницы ее собственной биографии: здесь когда-то играла мама, чьим любимым произведением была «Бесприданница» Островского:

– Не случайно же она назвала меня именем главной героини, – улыбается собеседница.

Без сцены Лариса тоже не смогла. После окончания школы «путевку» в жизнь получила из народного театра: режиссер Адиль-Гирей Хадарцев, возглавлявший коллектив, зря пытался вразумить девушку – она так мечтала об актерской карьере, что поехала поступать в Москву в Щукинское театральное училище. В «артистки» Ларису не взяли, а на режиссерском отделении Марк Захаров, принимавший экзамены, посоветовал абитуриентке сначала поработать в культуре, а потом уже поступать ...

Жить в столице и тогда было непросто: мама предупредила, что даже в случае большой удачи на экзаменах помочь дочери удержаться в Москве не сможет, ведь на руках оставались еще двое детей. Словом, как и большинству провинциалок, знаменитая «щука» ей все равно оказалась бы не по зубам.

Но все эти обстоятельства не смогли заставить Ларису отказаться от мечты. Отучившись два года в кооперативном техникуме, поступила в Ростовское училище искусств – успевала и работать, и прилежно учиться. А когда вернулась в родной город, ее взяли в Дом культуры заведующей детским сектором, предложив организовать кукольный театр: «Вы же все равно режиссер, значит, и с куклами сможете работать...».

– Убеждать кого-то, что это разные направления, было бессмысленно, – вспоминает Лариса Андреевна. – Когда собрала ребят, нам купили комплект перчаточных кукол, и вскоре спектакль «Лисичка-сестричка» занял первое место на городском фестивале.

Лариса Коноплева быстро поняла, что жизнь людей творческих редко бывает благостной. В ДК проработала недолго — ползарплаты приходилось отдавать за съемную квартиру. Когда дипломированного режиссера пригласили в Дом пионеров, предложив полторы ставки и два детских коллектива, она не отказалась.

Жилье в старом фонде без особых удобств она получила как раз в канун 25-летия «Зари» вместе с очередным предложением возглавить театр.

– К тому времени, намаявшись по съемным квартирам, была рада и своему углу, и новой интересной работе, – рассказывает Л. Коноплева. – Театру нужно было подтверждать звание народного, и для водевиля «Беда от нежного сердца» специально сшили костюмы.

Ребята-студийцы ее не подвели: можно сказать, Лариса Андреевна пришла в Дом культуры со своим коллективом, готовым играть на сцене любой репертуар. Вернулись в театр и «ветераны». Многие спектакли проходили тогда с аншлагом. Самодеятельные артисты не только выступали на сцене, но и были частыми гостями трудовых коллективов. Наиболее удачные постановки народного театра его поклонники хорошо помнят до сих пор – пьесы «Трибунал» А. Макаенка, «Приговор» М. Варфоломеева, «Про Федота-стрельца — удалого молодца» Л. Филатова, «Дачный роман» Б. Рацера и В. Константинова, «Моя жена — лгунья» С. Моэма. Репертуар, в котором преобладал «легкий» жанр комедии, Лариса Андреевна подбирала не только с учетом актерских талантов, но и зрительской аудитории. Она впервые «проложила» дорогу на сцену Дома культуры доброй мудрой сказке: «Царевна-лягушка» прошла с большим успехом. А потом были и «Аленький цветочек», «Золушка», «Белоснежка и семь гномов». Сейчас уже без сказки не обходится ни один сезон.

За двадцать пять лет режиссерской деятельности Ларисы Коноплевой к театру душой прикипело более ста самодеятельных артистов: многие из них оставили о себе добрую память, а Никифору Семеновичу Чекусову, Ивану Стефановичу Городскому и Надежде Антоновне Тимченко были присвоены звания народных артистов самодеятельного художественного творчества.

– Есть актеры от Бога, – говорит Лариса Андреевна. – Вот, например, учительница Надежда Тимченко (к сожалению, нет в живых) тридцать три года играла в театре, была хорошим наставником для молодежи. Выступали мы как-то в Ставрополе с пьесой «Бегом от инфаркта», в комиссии сидела актриса, которая приняла нашу приму за коллегу и сделала замечание: «Вы не имели права в народный театр привлекать профессионала»!

А сколько талантливой молодежи прошло через «руки» и душу режиссера! Ее студийцы были лауреатами городских и краевых фестивалей: Игорь Чайкин, Ирина Шило, Татьяна Ковязина, Ольга Солодникова, Галина Сандул, Елена Леликова, Алеша Плахин. Заметный след в истории театра оставили Александр Амиров, Ашура Таймасханова, Зинаида Хунгарова, Николай Мелешко, Ирина Заборская, Наталья Цыбина, Дмитрий Приньковский, Елена Рассказова, Лариса Варава...

– Костя Сироткин, сыгравший в «Заре» самые яркие роли, после службы в армии поступил в Санкт-Петербургскую академию театра, музыки и кино. Работает в одном из театров, снимается в кино, – рассказывает Лариса Андреевна. – В северную столицу судьба забросила и Романа Якушова, он тоже теперь актер театра.

Многих талантливых людей за полвека объединила эта большая творческая семья: любовь к сцене у каждого , вспоминая слова великого Станиславского, «из сердца выходит и в сердце попадает». В нынешнем составе труппы шестнадцать актеров. К примеру, Анатолия Черняка с Ларисой Андреевной связывают тридцать пять лет творческой дружбы! В детскую студию он пришел еще подростком, сейчас возглавляет коллектив одного из городских предприятий, но до сих пор остается главным исполнителем почти всех постановок.

– Здесь царит особая атмосфера, которая позволяет отвлечься от многих житейских неприятностей. Театр давно стал для меня смыслом жизни, – признается он.

Александр Симонов в театральную «мастерскую» Ларисы Коноплевой попал совершенно случайно, но уже девятнадцать лет играет характерные роли. С особой эмоциональностью вспоминает о неприятных моментах в жизни коллектива, например, о том, как на волне перестройки приходилось выживать. Почти десять лет народный театр был «невыездным» и финансировался отделом культуры по остаточному принципу – о краевых фестивалях руководителю иногда даже не сообщали. Но что все это по сравнению с тем удивительным миром, погружаясь в который уже не хочется думать ни о каких передрягах!

Проблем и сегодня хватает. Но, пережив не один болезненный кризис, «юбиляр» по-прежнему уверенно держится на плаву: два года назад в ДК появилась детская театральная студия. А пятидесятый сезон народного театра был открыт премьерой Бернарда Шоу «Пигмалион». Лариса Андреевна мечтает поставить «Маскарад» Лермонтова. Это значит, что новая интересная работа ждет не только актеров, но и художника Владимира Целкового, костюмера Варвару Цатурову. «Маскарад» когда-то был дипломной работой режиссера, и проблема лишь в том, что она не может пока найти исполнителя роли Арбенина. Хочется восстановить и «Царевну-лягушку», для которой скоро начнут шить новые костюмы.

Ну уж если костюмы шьются, то театр будет жить!

Буденновск.

Татьяна ВАРДАНЯН

Где же вы, арбенины? / Газета «Ставропольская правда» / 22 января 2010 г.