00:00, 9 января 2010 года

Приманка для «языков»

Декабрь сорок четвертого. По агентурным сведениям, в полосе предстоящего наступления дивизии появилась свежая немецкая часть. А вот какая? Откуда прибыла? Каково вооружение? На эти вопросы и предстояло ответить разведчикам.

Значит, нужен «язык». А лучше – несколько. Но ползти за «нейтралку» не просто опасно, практически бесполезно: наблюдатели отмечали, что боевое охранение у гитлеровцев организовано так, что мышь не проскочит. Терять людей за две недели до Нового (победного) года командиру разведбата очень не хотелось. Нужен был нестандартный ход. И двадцатипятилетний майор, посоветовавшись с подчиненными, его нашел.

На большом полотне, сшитом из двух простыней и покрытом (чтобы не загорелось) известкой, умельцы­художники намалевали большую карикатуру Гитлера в весьма обидной позе. Ночью, прокопав траншею до середины нейтральной полосы, разведчики на металлических растяжках установили этот «шедевр» прямо перед вражескими позициями. Утром началось…

Вначале «заговорили» немецкие снайперы, пытаясь перебить растяжки. Но пули рикошетировали от стальных прутьев. Затем по полотнищу (зажигательными) открыли огонь крупнокалиберные пулеметы. Потом цель начали нащупывать минометные батареи…

Надо сказать, что сорок четвертый – не сорок первый: и артиллерии, и снарядов в нашем соединении уже было достаточно. Да и корректировщики опыт имели немалый: огневые точки «засекли» быстренько. И вскоре из глубины по позициям врага ударил дивизион тяжелых гаубиц. Гонора поубавилось. А на следующий день все началось сначала.

Пехотинцы, расположившиеся в первых траншеях, посмеивались, наблюдая за нечаянным «концертом». А разведчики спали в теплом блиндаже: в сумерках их ожидала боевая работа – надо было ждать «гостей».

Вызволять фюрера из русского плена гитлеровцы решились только на третью ночь. Пожаловали силами до полувзвода, вроде готовые ко всему. Но ловушка была продумана до мелочей: с десяток солдат остались лежать на снегу, срезанные кинжальным огнем пулеметов, а младший офицер с двумя рядовыми были пленены. Правда, документов при них не оказалось, но, как говорил Сыромятов, «парни оказались разговорчивыми…».

Словом, сорок пятый разведчики встретили без потерь, да еще и новые награды обмывали. А в январе наше наступление продолжилось…