Прикоснись к живой истории
Около сорока из них подарил Павел Погорелов. В том числе – свидетельство, выданное в 1934 году Армавирским государственным медицинским техникумом его деду И. Ищенко. Ивана Самойловича в свое время знали, наверное, все новопавловцы от мала до велика. Многие и сегодня вспоминают его добрым словом. Этот человек, окончивший «курсы заочного обучения по отделению помощников врачей–лечебников», не имевший ученых степеней, принимал роды, удалял зубы, лечил практически все болезни.
Не единожды бывала в музее Татьяна Сивкова. И каждый раз приходила не с пустыми руками. Она принесла, в частности, серебряную ложку и заварочный чайник – семейные реликвии, в свое время подаренные ее деду, казаку царского конвоя, собственноручно Николаем Вторым. От деда же остался календарь, где с одной стороны – фотографии членов царской семьи, а на обороте – молитвы.
Особый раздел – возрождение истории казачества. Тут очень кстати пришлись награды, удостоверение, полевая и парадная полковничья форма, а также личные вещи бывшего атамана Павловского отдела Владимира Рыкова, переданные его вдовой.
Занимается музей и восстановлением бывшей колхозной картинной галереи. В кладовой среди хлама музейные работники наткнулись на опись картин. По списку их насчитывается 74, в том числе это работы заслуженных художников РСФСР Л. Попандопуло и Е. Биценко, несколько пейзажей Гречишкина: «Пойма Куры», «Культстан» ученической бригады», внесенные, кстати сказать, в международный каталог. Сегодня удалось вернуть 24 картины.
Для того чтобы тот или иной предмет стал по–настоящему музейным экспонатом, его мало просто принять. Государственной собственностью он становится только после утверждения фондово–закупочной комиссией Ставропольского государственного историко–культурного и природно–ландшафтного музея–заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве.
– К сожалению, многие люди просто не придают значения вещам и предметам, особенно 50–70–х годов. А ведь это уже история, – говорит сотрудник музея Нина Макарова. – То, в чем ходили наши мамы и бабушки, елочные новогодние игрушки, старые плакаты, вышедшие из употребления монеты, допотопный школьный портфель, висящий у кого–то в сарае, – все это не «рухлядь», а настоящая музейная реликвия.
ОКСАНА ВОРОПАЕВА. Член Союза журналистов России.
Новопавловск.