Стильная елка учащихся детской художественной школы Ставрополя
Уходящий 2009–й стал особенным для Ставропольской детской художественной школы — ей исполнилось 45 лет. Юбилейные мероприятия идут в течение всего года. Одно из них родилось спонтанно: бывшие выпускники ДХШ открыли свою страничку на сайте «Одноклассники». Посетителей хватает, живут они в разных местах края и России, годы выпуска тоже разные. Многие сообщают, что школа предопределила на всю жизнь их профессиональный выбор. Есть и такие записи: «...Хотела поступить в вуз учиться дизайну интерьера, но отец не позволил. Теперь я эколог–эксперт, но до сих пор хочу быть дизайнером!!!». Общее же во всех этих посланиях – почти детская радость от воспоминаний о годах, проведенных в «художке». Пишут о любимых преподавателях, о летних выездах на пленэр, о выставках работ, восклицательных знаков ставят много. Одно письмо начинается фразой: «Ой, да, если бы не «художка», не знаю, где бы я сейчас был и чем бы занимался!!».
Добрая половина членов Ставропольского отделения Союза художников России здесь в детстве училась. Включая председателя отделения Сергея Паршина, известного у нас и за рубежом Евгения Кузнецова и многих других.
Но есть особая группа выпускников — это те, кто после художественной школы закончили профильное училище, вуз и вернулись в ДХШ преподавателями.
Как сказал поэт: «Все возвращается на круги свои, только вращаются круги сии...».
Итак, круг повернулся, ученики стали учителями. В школе, как всегда перед Новым годом, кипит работа: готовится традиционная выставка «Стильная елка для стильной семьи», пишутся и разучиваются сценарии праздничных утренников и вечеров. Дети делают все это под руководством педагогов. А еще идут занятия: живопись, рисунок, графика. И все же преподаватели Ставропольской ДХШ, они же — бывшие ее выпускницы, в перерыве собрались в кабинете директора Натальи Мальцевой поразмышлять, почему вернулись в альма–матер. А также о том, что из многолетних традиций школы продолжает работать и поныне, что изменилось — поскольку «вращаются круги сии».
На первый вопрос – о призвании – почти все ответили одинаково. Когда–то в детстве школа открыла перед ними удивительный мир прекрасного. И в этом мире были столь же удивительные люди — учителя. Преподаватель Ирина Плуталова говорила о Жанне Владимировне Соляниковой, Алла Толмачева — о Евгении Владимировиче Саврасове. Вспомнили Ларису Ивановну Должанскую, других ветеранов. Учеников восхищала их любовь к искусству, их умение выстраивать отношения с детьми через сотрудничество, без нажима и давления. Так хотелось быть на них похожими! Заместитель директора по воспитательной работе Полина Каравинская рассказала, как однажды Е. Саврасов, в классе которого она училась, прервал лекцию и ушел минут на двадцать. И класс все эти двадцать минут тихо сидел и ждал, пока педагог вернется — так интересно было то, о чем он говорил. Выбор пути в каком–то смысле был предопределен этими впечатлениями.
Придя на преподавательскую работу в альма–матер, мои собеседницы начинали ее рядом с наставниками своих школьных лет, присматривались к их методикам уже с профессиональных позиций, обращались (и до сих пор обращаются) за советом.
Но, пожалуй, функции у художественной школы уже не те, что были прежде, время, как объяснила директор ДХШ Наталья Мальцева, поставило новые задачи. Появились группы для пяти–семилетних, экстернат, дополнительный старший класс для ребят, которые собираются в художественные училища не после девятого, а после одиннадцатого класса общеобразовательной школы.
Происходят и более глубокие процессы, на которые необходимо реагировать новому поколению педагогов. Одной из главных целей художественных, музыкальных, хореографических школ всегда было раскрытие талантов ребенка, обогащение его внутреннего мира. Но раньше художественное образование работало над этим в унисон с общим. Нынешняя общеобразовательная школа, с жесткими рамками Единого госэкзамена, с замордованными растущим формализмом учителями, внутренним миром детей почти не интересуется. Как сказала заместитель директора по учебной работе Марина Мурчич, в ДХШ ребята открываются совсем по–другому — духовно, эмоционально. Создание благоприятного, раскрепощающего фона для этого важно сегодня, как никогда. Может быть, важно даже не то, насколько талантлив ребенок, как далеко он продвинется затем в профессиональной карьере, а то, как обретенный вкус к творчеству, активное начало помогут ему в дальнейшей жизни.
Но и с созреванием талантов сегодня не так просто. В старину, сказала преподаватель Алла Толмачева, ученик художника сперва долго подметал мастерскую, затем растирал краски, а за кисть брался через десяток лет. В Российской академии художеств учились два десятилетия, успех достигался упорным, порой мучительным трудом. Сейчас же так легко заслужить титул «звезды» в масс–медиа, что это кружит головы даже детям. Воспитанники Ставропольской детской художественной школы в последние пять лет стали победителями и лауреатами ряда серьезных конкурсов, удостоились стипендий престижных фондов. И очень важно, чтобы профессиональный рост одаренных детей происходил одновременно с духовным, иначе «звездная болезнь» съест талант.
– И все равно наши дети — герои, – сказала молодая преподавательница Александра Соколенко. – Они приезжают к нам на занятия после уроков в общеобразовательной школе из разных районов города. При этом никто, естественно, не снимает с них обязанности делать домашние задания по физике, алгебре и т.д.
Наверное, выдержать эту вторую смену можно только, если тебе интересно. И если чувствуешь, что тебя здесь любят.
Кстати, когда я спросила, кто из участвовавших в разговоре ребенком в «художке» был любимцем своих педагогов, утвердительно ответили все...
30 декабря 2009 года