00:00, 26 декабря 2009 года

Межевание и налоги

О совершенствовании налогооблагаемой базы и нормативной оценки отдельных расходных обязательств органов местного самоуправления рассказал руководитель Федеральной налоговой службы по СК Г. Кузнецов. Оперируя цифрами за 11 месяцев 2009 года, он убедительно показал, что резервы у муниципалитетов есть. Те налоги, которые полностью или частично отправляются в местную казну, могли бы быть более полновесными. Конкретно речь шла о налогах земельном, на имущество, на доходы физических лиц. Отмечено, что очень много местные бюджеты теряют из­за неурегулированности земельных и имущественных отношений. Не оформляются своевременно права собственности на землю, далеко не все участки поставлены на кадастровый учет, не проведено межевание, не определена инвентарная стоимость имущественных объектов. Вся эта «неучтенка» приводит к прямым потерям.

Что касается транспортного налога, то за 11 месяцев задолженность по краю составила 485 млн. рублей. Немалый ущерб наносят автомобилисты, которые, владея старой техникой, давно ею не пользуются, но ничего и не предпринимают для того, чтобы утилизировать и снять с учета «железного коня». Необходимо предпринять меры для упрощения этой процедуры. Для тех, кто не прекращал ездить, но не платит, предлагается не проводить техосмотр без предоставления справки об уплате транспортного налога. Но для утверждения такого порядка необходимо обратиться с соответствующей законодательной инициативой в Госдуму России.

Сложность администрирования местных налогов отметила первый заместитель министра финансов СК Л. Калинченко. Легализация объектов налогообложения – задача непростая. По новому законодательству предприятия и организации уже не исполняют функции налоговых агентов по доходам физических лиц ­ только проверка инспектора может выявить нарушения, в том числе и выплаты зарплат в конвертах. Ну и, конечно, неравноценно поставлена работа по формированию налогооблагаемой базы в разных муниципальных образованиях.

Глава совета Кочубеевского района Л. Елфинова сообщила, что бьются местные администрации с неплательщиками, как могут, буквально совершают подворовые обходы, убеждая, что уплаченные в казну деньги пойдут на конкретные цели – благоустройство населенных пунктов. Но, как бы ни старались местные администрации, им зачастую не хватает полномочий налоговых инспекторов, чтобы решить все вопросы. И об этом следует подумать.

Опыт такой есть, пояснил Г. Кузнецов, в Татарии ввели должности финансовых инспекторов на местах, но время показало, что это нерентабельно. Особенно в небольших муниципальных образованиях. Поэтому надо идти другим путем: через суды понуждать платить налоги. Второй раз нерадивый просто не захочет связываться с карающей государственной машиной.

По второму вопросу ­ о реализации органами местного самоуправления Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» ­ руководители муниципалитетов также высказали свои замечания. Программа ставит весьма жесткие условия, соблюсти их, чтобы получить из фонда средства для малых поселений, очень сложно. Надо также учитывать, что жилищный фонд, как бы там ни было, ветшает год от года. И если финансирование ограничено 2012­м, как сказано в законе, то уже сегодня надо думать, как быть дальше. Программа должна стать постоянно действующей.